За прошедший год ОАО "РЖД" заметно нарастило возможности, отвечая на новые вызовы в геополитике и экономике. Компания занимается импортозамещением, строительством новых объектов и переориентацией логистических потоков.
ВСЕ СВОЕ
Год в ОАО "РЖД" прошел под знаком импортозамещения подвижного состава. Так, 28 декабря прошлого года было запущено движение электропоездов "Финист", полностью отечественных аналогов "Ласточки". На Свердловской железной дороге первый состав "Финиста" поехал по маршруту из Екатеринбурга в Каменск-Уральский, теперь эта "птица" летает в Пермском крае, в Башкирии и Сибири, и география полетов будет расширяться. В сентябре 2024-го появилась новая модификация "Финиста" – машиностроители разработали отдельный тип немоторного прицепного вагона. В будущем из них можно будет формировать поезда длиной от 3 до 12 вагонов.
В январе этого года первые импортозамещенные тепловозы 3ТЭ28 поступили на БАМ. Семь трехсекционных локомотивов начали возить грузы по магистрали на участке Новая Чара (Забайкальский край) – Тында (Амурская область). Этот отрезок железной дороги длиной 630 км проходит через самую высокую точку БАМа – Муруринский перевал. Здесь самостоятельно поднимать поезда в гору могут только трехсекционные тепловозы. 3ТЭ28 предназначен для вождения тяжеловесных поездов до 7100 тонн в сложных климатических условиях. В нем собраны лучшие технические решения. Они позволяют увеличить межсервисные интервалы и повысить надежность компонентов управления.
В центральной части России в январе этого года в первый рейс вышел грузовой электровоз 3ЭС8 "Малахит". Он доставил состав из 77 вагонов весом 7018 тонн со станции Бабаево (Вологодская область) на станцию Лужская (Ленинградская область). Все основные компоненты электровоза, включая асинхронный тяговый привод, силовое оборудование и интеллектуальные системы управления, разработаны и изготовлены в России. Новая машина оснащена системами автоведения, диагностики и безопасности движения. Они в автоматическом режиме передают информацию о своем техническом состоянии. Локомотив имеет несущий кузов, который создан в виде цельной бескаркасной конструкции. Такое решение обеспечивает максимальную защиту локомотивной бригады во время столкновения. "Малахит" рассчитан на то, чтобы водить поезда массой 7,1 тыс. тонн на сложных горных участках Транссиба и 9 тыс. тонн – в европейской части страны.
В начале сентября 2024 года на Киевском и Казанском вокзалах Москвы появились два маневровых гибридных электровоза ЭМКА2, которые уже сертифицированы и начали проходить подконтрольную эксплуатацию. Электровоз может работать как от литий-ионной батареи, так и от контактной сети. По расчетам, ЭМКА2 способен провести состав весом 2 тыс. тонн на расстояние 20 км при работе от тягового накопителя. При подтверждении заявленных производителем параметров РЖД намереваются закупить более сотни таких инновационных машин и эксплуатировать их в крупных городах, где остро стоит проблема снижения углеродных выбросов.
ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН ПОСТОЯННО ОБНОВЛЯЕТСЯ
Расширение провозных возможностей Восточного полигона – главная стратегическая задача не только ОАО "РЖД", это важно для всей экономики страны. В 2024-м завершается второй этап модернизации БАМа и Транссиба, параллельно начались работы по третьему.
Из важных проектов, реализованных в течение 21 года существования ОАО "РЖД", можно отметить завершение реконструкции станции Северобайкальск на БАМе. Это событие произошло 31 октября 2023 года: там смонтировали два дополнительных пути и удлинили два действующих. Обновленная инфраструктура позволила вмещать составы до 76 вагонов, что значительно повысило возможность оперирования подвижным составом на данном участке магистрали.
На Транссибе в середине ноября запустили новую тяговую подстанцию Сгибеево в Амурской области. Она обеспечивает электроснабжение на 100-километровом участке Восточного полигона Ерофей Павлович – Уруша.
В начале декабря завершен первый этап реконструкции станции Большой Луг в Иркутской области. Она расположена на одном из самых сложных горно-перевальных участков Транссиба Большой Луг – Слюдянка.
Во время проведения IV Железнодорожного съезда 15 декабря президент Владимир Путин дал старт началу движения по новому двухпутному Керакскому тоннелю на Транссибе, расположенному в Амурской области на сложном перегоне Ковали – Ульручьи.
А 26 декабря была завершена новая развязка на Транссибе, где реконструировали станцию Горелый и построили вторые пути на перегоне Горелый – Штурм. Объекты находятся на соединительной линии БАМа и Транссиба в Амурской области.
В конце января текущего года открыли движение поездов по двухпутной вставке на перегоне Исакан – Иса в Амурской области. Новую инфраструктуру создали на одном из самых напряженных участков БАМа, линии Февральск – Новый Ургал.
В течение зимы построили и третий главный путь между станциями Хабаровск-1 и Хабаровск-2, где проходят ежесуточно до 110 пар поездов, расширив таким образов пропускные возможности.
Весной 2024 года на станции Хабаровск-2 открыли новый приемо-отправочный парк. Через этот транспортный узел каждый день в направлении тихоокеанских портов и обратно едут сотни поездов.
В начале июня грузовые поезда повышенной массы (до 7100 тонн) начали курсировать по новым вторым путям перегонов Пурикан – Муртыгит в Амурской области и 323-й км – Людю в Хабаровском крае. Старт движению в режиме телемоста из Главного центра управления РЖД в Москве дали председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава ОАО "РЖД" Олег Белозеров.
В преддверии празднования 50-летия Байкало-Амурской магистрали, 5 июля, открыли новый вокзал на станции Лена в Усть-Куте. Первыми на нем побывали ветераны-бамовцы. Они прибыли на эстафетном поезде, который следовал на празднование по маршруту Иркутск – Тында.
Уже через несколько дней после юбилейных торжеств, 18 июля, железнодорожники проложили второй путь на западном подходе к новому Кузнецовскому тоннелю на БАМе. Новую инфраструктуру возвели на участке Оунэ – Высокогорная в Хабаровском крае. Теперь поездам не придется простаивать на станции в ожидании, когда освободится тоннель и перегон, составы можно разводить непосредственно перед инженерным сооружением.
Сдача новых вторых путей и разъездов летом и осенью этого года стала обыденностью, за которой – колоссальный труд. Как отметил на оперативном заседании Олег Белозеров, на объектах строительства Восточного полигона и других проектах строительного комплекса РЖД по итогам 8 месяцев этого года сохраняется положительная динамика выполнения работ с опережением в 1,2 раза.
СЕТЬ ПРИРАСТАЕТ НОВЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Новыми инфраструктурными объектами может гордиться не только Восточный полигон. Работы ведутся по всей сети, причем компания не забывает ценить наследие прошлого. Так, в конце ноября 2023 года РЖД открыли обновленный вокзал Льгов в Курской области. Железнодорожники вернули памятнику культурного наследия его исторический облик: восстановили лепнину, установили стилизованные светильники и бра, стены украсили изображениями городских достопримечательностей. Вокзал стал современным и удобным.
На IV Железнодорожном съезде в присутствии Владимира Путина запустили рабочее движение по новой железнодорожной линии в порт Лавна на берегу Кольского залива.
В конце января 2024 года РЖД завершили строительство инфраструктуры, которая соединила Свердловскую железную дорогу с территорией особой экономической зоны "Титановая долина" в Свердловской области. Для этого в ОЭЗ построили станцию Промышленная и новый путь длиной 7,3 км до станции Верхняя Салда. Всего в рамках проекта на территории "Титановой долины" проложили 12 станционных путей и 18 стрелочных переводов.
По новому второму пути 24 сентября было открыто движение на перегоне Хибины – Нефелиновые Пески. Через этот участок проходят грузовые и пассажирские поезда, следующие в Мурманск. А после запуска порта Лавна здесь пойдут составы в направлении новой линии Выходной – Лавна.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ
Последовательно РЖД реализуют проект развития транспортного узла Москвы.
В конце декабря 2023-го завершена интеграция станции МЦД-3 Зеленоград-Крюково с Крюковской эстакадой. А 6 февраля текущего года открылся новый интеграционный вестибюль на Белорусском вокзале Москвы: теперь есть удобный выход к поездам МЦД-1, МЦД-4 и аэроэкспрессам, следующим до/от аэропорта Шереметьево.
Спустя месяц на станции Лианозово МЦД-1 заработал южный павильон, который улучшил транспортную доступность благодаря примыканию к тоннелю под Лианозовским проездом с одной стороны и перспективному пешеходному тоннелю через Дубнинскую улицу – с другой.
Новый вестибюль на станции Москва-Сити МЦД-4 был открыт 5 апреля. Станция Кутузовская "завязалась в узел" с МЦД-4 и Московским центральным кольцом 3 июня.
В начале августа в столице появилась новая станция Митьково на МЦД-3.
С 1 сентября возобновилось движение пригородных поездов на станции Москва-Рижская, а для пассажиров открылось здание Рижского вокзала.
Ко дню рождения Санкт-Петербурга 27 мая железнодорожники запустили тактовое движение электропоездов на участке Санкт-Петербург-Финляндский – Мельничный Ручей. Это четвертый тактовый маршрут с 2022 года в регионе, он объединил Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
В середине июля РЖД перевели на "цифру" две крупнейшие сортировки Центрального транспортного узла – Орехово-Зуево и Бекасово. "Цифра" увеличивает скорость роспуска вагонов в автоматическом режиме, минимизирует человеческий фактор и повышает надежность работы. Программно-аппаратный комплекс базируется на промышленных компьютерах.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 01.10.2024 |