08-10-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД намерены сократить потребление дизельного топлива

В России в 2019–2021 годах появятся первые рабочие версии гибридного локомотиваНа форуме "Российская энергетическая неделя – 2018" в начале октября на сессии "Альтернативная энергия на транспорте: настоящее и будущее" ученые представили варианты использования альтернативных источников энергии на железной дороге.

Заместитель начальника Департамента технической политики ОАО "РЖД" Борис Иванов рассказал, что РЖД тратят на топливно-энергетические ресурсы для осуществления своей деятельности около 300 млрд руб. в год. "Начиная с 2018 года неуклонно растет доля затрат в бюджете компании на топливно-энергетические ресурсы. По прогнозам Департамента экономики, эта доля в этом году составит 19,9% бюджета компании", – добавил он.

"Компания поставила задачу замещения к 2030 году 25% потребляемого тепловозами дизельного топлива", – отметил главный конструктор АО "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" Игорь Сазонов.

В ходе сессии ее участники выделили несколько проблем при переходе на другие виды топлива.

Заведующий отделением "Тяговый подвижной состав" АО "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" Андрей Заручейский заметил, что на сегодняшний день в России и за рубежом практически нет нормативной базы по эксплуатации водородной техники.

Борис Иванов также выделил проблему необходимости переделки конструкции дизеля тепловоза для новых видов топлива. "Если будут предложены какие-то альтернативные виды топлива взамен дизельного топлива, но при этом без существенных переделок конструкции дизеля тепловоза, мы готовы рассматривать", – сказал он.

Для решения этих вопросов стороны предложили несколько вариантов.

Игорь Сазонов рассказал о применении гибридных и аккумуляторных локомотивов. "Гибридные и батареечные локомотивы более экономичны по сравнению с классическими. При этом изначально стоимость самой машины дороже в 2–3 раза, экономия может происходить только на жизненном цикле. Гибридный экономичнее классического на 27%, а полностью аккумуляторный – на 30%", – пояснил он.

"Мы думаем, что будет гибридный локомотив, а сразу после него появится аккумуляторный, – говорит глава НИКТИ. – Гибридный находится в стадии, близкой к серийному применению, а аккумуляторный – в России в 2019–2021 годах появятся первые рабочие версии, и это может существенно повлиять на будущую структуру тягового транспорта в РЖД".

Кроме того, Игорь Сазонов предложил вариант применения в качестве топлива сжиженный природный газ. "Построен опытный образец магистрального газотурбовоза ГT1H001 с газотурбинной силовой установкой. В настоящее время он уже отработал 2640 моточасов, и замечаний по газотурбинной и силовой установке практически не было. Положительные результаты позволили принять решение о постройке второго образца. В 2016 году он получил сертификат соответствия и сейчас также находится в рядовой эксплуатации. Эти локомотивы экологически чистые, по наиболее опасному загрязнителю – окиси азота – они более чем в два раза опережают директивы ЕС", – резюмировал он.

Андрей Заручейский сообщил коллегам о создании установки на топливных элементах.

"Принято решение, связанное с экологией и охраной труда, – создать установки на топливных элементах для работы в тоннелях. Это классическая схема последовательного гибрида, то есть топливного элемента, который работает на водороде и кислороде. Это первый опыт в РЖД, который показал, что такая техника может быть работоспособной, и мы решили вопросы промышленной безопасности. Нам пришлось получить разрешение на эксплуатацию. Это позволяет нам реализовывать следующие проекты в области водородной энергетики", – заявил он.

Инженер по развитию направления "Возобновляемые источники энергии и энергоэффективные технологии" ООО "Виссманн" Сергей Соловьев рассказал об использовании тепловых насосов.

"Технологии, которые уже пробивают себе на российском рынке дорогу, – это рассольно-водяные и водно-водяные тепловые насосы. Воздушные тепловые насосы – на российском рынке достаточно осторожно к ним относятся в силу того, что у нас много регионов с холодным климатом", – заметил он.

В свою очередь директор ООО "Новые технологии" Владимир Кирячек предложил как альтернативу применение синтетического дизельного топлива. "Метанол используется как присадка к моторному топливу. Аналог метанола – синтетическое дизельное топливо. Его преимущество в том, что оно имеет более низкую температуру застывания, и это считается чистым продуктом. Производятся и синтетическое дизельное топливо, и синтетическое моторное масло", – заключил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.10.2018