19-11-12 / 2012
Новости отрасли
РЖД намерены привлечь дополнительные объемы транзита и стать основой для создания прочного коридора между Европой и Азией

ОАО "РЖД" намерено активизировать взаимодействие с зарубежными партнерами для развития международных проектов, которые помогут привлечь дополнительные объемы транзита и стать основой для создания прочного моста между Европой и Азией через территорию России.

Ключевые коридоры

По оценкам экспертов, сейчас лишь 1% грузов в евро-азиатском сообщении перевозится по территории России, тогда как ежегодный торговый оборот между странами указанных регионов составляет около $1 трлн. При благоприятных обстоятельствах к 2020 году этот показатель может вырасти в пять раз, в том числе за счет увеличения объема перевозки транзитных грузов через территорию нашей страны, что, в свою очередь, способствовало бы привлечению ежегодно до $5 млрд в отечественную экономику.

Отсюда следуют те первоочередные задачи, которые стоят сегодня перед ОАО "РЖД". Это, во-первых, повышение коммерческой привлекательности транзитных перевозок по сети российских железных дорог. Во-вторых, сближение и гармонизация технических стандартов и регламентов Европы, Азии и стран "пространства 1520" для обеспечения сквозного движения грузопотоков. В-третьих, активное встраивание железнодорожных маршрутов в современные логистические схемы и мультимодальные транспортные цепочки. В-четвертых, расширение научно-технического и инновационного сотрудничества с железнодорожными компаниями стран ЕС, СНГ и АТЭС. Все это будет способствовать интеграции российских стальных магистралей в мировую транспортную систему. И в данном направлении уже проводится значительная работа.

Если говорить о ключевых для транзитных перевозок направлениях, то это международные транспортные коридоры Восток - Запад и Север - Юг. В рамках реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. мы реализуем комплекс проектов, нацеленных на повышение коммерческой привлекательности транзитных перевозок по сети наших железных дорог. В частности, проводится модернизация и расширение пропускной способности маршрутов, входящих в МТК Север - Юг и евразийское направление Восток - Запад.

Для дальнейшего развития МТК Север - Юг большое значение имеет формирование прямого железнодорожного сообщения с Ираном через Азербайджан и строительство железнодорожной линии Решт (Иран) - Астара (Иран) - Астара (Азербайджан). За счет реализации этого проекта будут созданы необходимые условия для привлечения дополнительных объемов экспортно-импортных и транзитных грузов и более эффективного использования геополитического положения двух стран в обеспечении торгово-экономических связей между Европой и Азией. Товарный рынок МТК Север - Юг прогнозно оценивается на уровне 25-26 млн т в год. В настоящее время объемы перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом через пограничные станции и порты южной части российского участка МТК Север - Юг составляют всего около 10 млн т.

Создание этого маршрута позволит сократить сроки доставки грузов на направлении Север - Юг, что, безусловно, станет привлекательным и востребованным со стороны европейских и азиатских грузоотправителей.

Основу евразийского направления Восток - Запад составляет Транссибирская магистраль - важнейшее звено между Европой и Азией. Транссиб уже сегодня является одной из самых грузонапряженных магистралей в мире. Общий объем перевозок крупнотоннажных контейнеров в международном сообщении в 2010-2011 гг. здесь вырос до 563 тыс. TEU (+27% к 2009 г.). По итогам 9 месяцев 2012 года был обеспечен рост объемов перевозок на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го.

В перспективе на участках магистрали будет курсировать более 100 пар грузовых и пассажирских поездов в среднем в сутки. На развитие железнодорожной инфраструктуры Транссиба Генеральной схемой развития железных дорог на период до 2020 года предусмотрено выделение 181 млрд руб. инвестиций.

Текущая скорость движения поездов по Транссибу составляет примерно 1,2 тыс. км в сутки. Иными словами, в среднем срок доставки груза из Владивостока в Москву - 8 суток. К 2015 году перевозка контейнеров по Транссибирской магистрали от восточной до западной границы России будет занимать 7 суток. В принципе и это не предел: в ноябре 2011-го контейнерный поезд преодолел расстояние от станции Находка-Восточная до станции Шушары (Санкт-Петербургский узел) за 6 суток и 16 часов.

Налаживаем диалог

Безусловно, развитие инфраструктуры для транзитных перевозок требует значительных средств. Для их привлечения следовало бы активнее применять механизмы государственно-частного партнерства. В качестве источников финансирования наших проектов уже давно обсуждается возможность использования средств Фонда национального благосостояния и ресурсов накопительной пенсионной системы. Предлагается также осуществить выпуск инфраструктурных облигаций.

Не менее важным считаю привлечение в отрасль действительно "длинных" инвестиций, включая средства российских и зарубежных финансовых институтов, ресурсов стратегических инвесторов. Сегодня ОАО "РЖД" уже привлекло 650 млн фунтов стерлингов дополнительных средств на развитие инфраструктуры - за счет размещения 20-летних еврооблигаций на Лондонской бирже. Это самые долгосрочные еврооблигации не только для компании, но и в целом для российских эмитентов.

Привлечение дополнительных объемов транзита во многом зависит от эффективности взаимодействия ОАО "РЖД" с международными организациями. Пока, к сожалению, сдерживающим фактором выступает разобщенность мировой транспортной системы, в том числе из-за административных барьеров между железными дорогами стран на территории Евразии.

ОАО "РЖД" продолжает работу по гармонизации этих стандартов, тесно сотрудничая с целым рядом международных организаций. Так, с Международным союзом железных дорог (МСЖД) достигнута договоренность о развитии МТК и формировании стандартов качества и сертификации. В этом же направлении укрепляется взаимодействие с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и транспортным блоком Еврокомиссии. Достигнуты договоренности в рамках рабочей группы по автомобильному и железнодорожному транспорту, созданной для укрепления диалога Россия - ЕС.

ОАО "РЖД" участвует в деятельности комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН), на заседаниях которого обсуждаются вопросы, связанные с организацией перевозок, конструкцией транспортных средств, совершенствованием международных конвенций и соглашений, имеющих стратегическое значение для европейского рынка транспортных услуг. В его составе действует рабочая группа по железнодорожному транспорту, интермодальным перевозкам и логистике, перевозке опасных грузов, таможенным вопросам.

Кроме того, ОАО "РЖД" является официальным представителем РФ в проекте Трансъевропейской железнодорожной сети ЕЭК ООН. Важным событием стала разработка Межправительственного соглашения по сети трансазиатских железных дорог в рамках Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

Наша компания также выступает инициатором заключения межправительственного соглашения, которое обеспечило бы дополнительный импульс развитию международного транспортного коридора Восток - Запад. Уверен, что реализация этой инициативы станет устойчивым базисом для снижения технологических, таможенных и тарифных барьеров и в перспективе будет способствовать увеличению пропускной способности данного направления. Аналогичное соглашение по коридору Север - Юг действует с сентября 2000 года.

Успешные проекты и инициативы

Россия, Белоруссия и Казахстан продолжают работу по формированию Единого экономического пространства. Между государствами - участниками ЕЭП уже сняты границы для товародвижения, последовательно сближаются тарифы и процессы реформирования железных дорог.

Активно развивается транспортно-логистическая система ЕЭП. В конце мая 2012 года было принято решение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которое 15 июня этого года было одобрено главами правительств стран ЕЭП. Планируется, что новая компания будет специализироваться прежде всего на оказании комплексных транспортных и логистических услуг в сфере интермодальных железнодорожных перевозок. Уверен, что создание ОТЛК в значительной мере позволит увеличить объем транзита в евро-азиатском сообщении. В частности, ожидается, что в сегменте контейнерных перевозок ею будет привлечено к 2015 году до 550 тыс. TEU, к 2020-му - до 1 млн TEU. Рост привлекательности транзитной услуги и снижение ее себестоимости мы рассчитываем обеспечить за счет повышения качества управления контейнерным парком, сокращения порожнего пробега, а также уменьшения сроков доставки груза.

В настоящее время ОАО "РЖД" участвует в формировании нового евразийского транспортного коридора, который протянется от Тихого океана до Словакии и Австрии. К этому проекту тяготеют такие страны, как Германия, Швейцария, Австрия, Словения, Чешская Республика, Венгрия, Словакия, Сербия, Хорватия и Италия. Однако ключевая роль в интеграции железнодорожных систем России и Европы здесь принадлежит ОАО "РЖД", железным дорогам Украины, Австрии и Словакии.

Проект позволяет протянуть логистические цепочки напрямую от Вены до Владивостока, Пекина или Шанхая. В результате время доставки грузов из Азии в Европу может сократиться до 15 дней, что в два раза быстрее, чем по морю. Этот проект исключает перевалку грузов на стыковых станциях при смене колеи в Европе, что также уменьшит размер транспортной составляющей в конечной цене товаров и время их перевозок.

Мы уверены, что реализация данного проекта привлечет колоссальный объем грузопотока. По нашим оценкам, к 2050 году он может составить от 16 до 24 млн т грузов ежегодно.

Кроме того, мы осуществляем ряд проектов в сфере интермодальных железнодорожных перевозок совместно с партнерами из Германии, Финляндии, Австрии, Словакии и Китая. Они тесно стыкуются с Концепцией размещения сети терминально-логистических центров, охватывающей всю территорию России, которая была разработана и утверждена в ОАО "РЖД".

Эти проекты привлекают внимание бизнес-сообщества ЕС, заинтересованного в продвижении грузопотоков на направлении Европа - АТР.

В рамках этих инициатив уже начали осуществляться регулярные железнодорожные контейнерные перевозки по маршруту Чунцин (КНР) - Дуйсбург (Германия). В июне текущего года в Чунцине создано совместное предприятие, 51,1% акций которого принадлежат Китаю, а остальные равными долями распределены между ОАО "РЖД", Shenker China Ltd (Германия) и АО "Казахстансервис" (пакеты по 16,3% акций).

В активной стадии находится реализация программы развития действующих пограничных переходов (Забайкальск - Маньчжурия и Гродеково - Суйфэньхэ). При участии российского и китайского бизнеса намечено создание нового пункта пропуска Нижнеленинское - Тунцзян, а также возобновление перевозок через погранпереход Махалино - Хуньчунь. Расширяется сотрудничество с немецкими и французскими партнерами по поставкам в Калужскую область автокомплектующих для крупноузловой сборки.

Помимо этого, ОАО "РЖД" является инициатором проекта организации контрейлерных перевозок на "пространстве 1520". Пилотный проект по перевозке груженых трейлеров железнодорожным транспортом реализуется в настоящее время в сообщении Россия - Финляндия. Компания планирует начать эти перевозки на регулярной основе в 2014 году. Прорабатывается также ряд дополнительных направлений экспортно-импортных перевозок на "пространстве 1520", где применимы контрейлерные технологии.

Среди других крупных международных проектов можно отметить восстановление Транскорейской магистрали, которая будет способствовать развитию внешнеторговых отношений между Россией и странами АТР.

Разумеется, реализация проектов за рубежом связана с определенными политическими и форс-мажорными рисками. Эти риски в ОАО "РЖД" тщательно анализируют и стремятся максимально снизить их влияние перед началом реализации проектов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер16.11.12Транзитный мост между Европой и Азией