13-07-23 / 2023
Новости отрасли
РЖД намерены освободиться от ответственности за неприем груза к перевозке

О законопроекте, который в данный момент проходит согласование РЖД-Партнеру рассказала Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Согласно документу железнодорожный монополист также намерен ввести дополнительную ответственность за изменение заявки формы ГУ-12 и запроса-уведомления,и за смерзание груза для грузоотправителя.

- Ольга Сергеевна, пока документа нет на сайте Госдумы. Вы говорите, его пока только готовят, но что меняет законопроект?

- Первым пунктом законопроекта предлагается внести изменения в ч.17 ст. 11 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", дополнив ее условием об ответственности грузоотправителя за внесение изменений в график предъявления груза к перевозке.

При этом заявки согласовываются участниками перевозки по форме ГУ-12. В данной форме отсутствует возможность согласования графика предъявления груза к перевозке. Таким образом, данное изменение закона не имеет возможности практического применения.

- Вы говорите, что законопроект вводит ответственность для отправителя порожнего вагона за внесение изменений в запрос-уведомление…

- Это – следующий пункт. И здесь, как мне кажется, автор законопроект предполагает, что запрос-уведомление, это аналог заявки формы ГУ-12 на перевозку груза. Однако, в действительности, запрос-уведомление представляет из себя "заготовку" транспортной железнодорожной накладной. Данная заготовка после ее согласования перевозчиком становится полноценной транспортной железнодорожной накладной. Соответственно, изменить ее отправитель порожнего вагона может только в режиме, предусмотренном, для изменения условий транспортной железнодорожной накладной, например, по согласованию с перевозчиком сделать переадресацию в пути следования. Данный порядок регламентирован ст.31 Устава. Вносимые изменения противоречат уже действующим нормам закона.

Статья 94.1 Устава, предусмотренная законопроектом, так же как и дополнение к предыдущей ст.12 Устава не имеет практического значения. Не исполнить согласованный запрос-уведомление отправитель вагона уже не сможет. Вагон находится в перевозке: во владении и пользовании у железнодорожного перевозчика. Помешать в этой ситуации перевозчику исполнить договор перевозки отправитель вагона физически не сможет.

- Заявляется также об ответственности при перевозке смерзшегося груза. Какие убытки возникшие у перевозчика при перевозке такого груза?…

- Я считаю что данный законопроект, фактически, дает перевозчику возможность неосновательно обогащаться при перевозке смерзшегося груза. Но это не единственная возможность. Ошибочным, на мой взгляд, является подход к исчислению сроков, в течении которых груз не должен смерзаться с применением корректировок в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов. Сроки доставки груза могут быть увеличены для перевозчика по причинам, не зависящим от него. Например, в силу загруженности железнодорожных путей необщего пользования грузополучателя. Взыскание неустойки в размере пятикратной провозной платы с грузоотправителя в данной ситуации будет необоснованным. Кроме того, сам размер неустойки является несоразмерным допущенному нарушению. Для перевозчика в ситуации, когда он допускает просрочку доставки груза, размер неустойки ограничен 50% от провозной платы. Устанавливаемая законом ответственность должна иметь симметричный характер.

Изменения в ст. 25 Устава, предлагаемые обсуждаемым законопроектом, направлены на увеличение срока доставки груза для перевозчика и устранение его ответственности за не прием груза к перевозке. По своему содержанию изменения противоречат ст.11 Устава, содержащей условия при которых перевозчик может отказать в приеме груза к перевозке, а также антимонопольному законодательству.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.07.2023