09-01-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД могут получить из ФНБ 100 млрд руб. еще на 4 проекта через выпуск бондов в 2015 г

ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) может получить 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) еще на четыре своих проекта: для этого компания должна будет выпустить облигации, которые в 2015 г. будут выкуплены на средства ФНБ.

Соответствующее правительственное распоряжение от 27 декабря опубликовано на сайте кабинета министров. Документ был подготовлен министерством экономического развития РФ в рамках поручения о "докапитализации российских банков путем размещения средств ФНБ на депозиты (субординированные облигации), направляемых на конкретные инвестиционные проекты".

Формально подписанное распоряжение дополняет перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, в активы которых на возвратной основе размещаются средства Фонда или пенсионных накоплений, утвержденный в ноябре 2013 г. Речь идет о программах по приобретению локомотивов, развитию железнодорожной инфраструктуры восточной части Байкало-Амурской магистрали, а также подходов к портам северо-запада РФ и Азово-Черноморского бассейна. К утвержденному распоряжению приложены паспорта этих четырех проектов, инициатором которых являются РЖД.

Согласно документу, облигации монополии будут выкупаться "за счет средств Фонда или кредитных организаций, привлекших средства ФНБ посредством субординированных депозитов (субординированных облигаций), со сроком обращения до 30 лет и с минимальной доходностью на уровне "инфляция + 1%" (отсрочка по выплате процентов при этом не предусмотрена). Средневзвешенная стоимость капитала оценивается в 10%. При этом, правда, правительство осторожно высказывается относительно этого варианта финансирования, выделяя в паспортах в качестве "высокого" риск неразмещения облигаций в 2015 г. и, соответственно, приостановки проектов.

Министерству транспорта РФ документ предписывает в двухмесячный срок направить в Минэкономразвития и Минфин комплексное обоснование инвестиционных проектов, по которым утверждены их паспорта. Те, в свою очередь, в течение месяца должны будут провести оценку документов. В дальнейшем правительственная комиссия по транспорту рассмотрит и утвердит план реализации этих проектов, а также актуализированные целевые показатели - после их технологического и ценового аудита. Контролировать реализацию проектов и целевое использование средств будет Минтранс.

ЛОКОМОТИВ РАСХОДОВ

Наибольший объем средств ФНБ - 60,2 млрд руб. - правительство планирует направить на приобретение "Российскими железными дорогами" тягового подвижного состава. За счет выпуска облигаций компания предполагает закупить в 2015 г. 467 новых локомотивов, чтобы "обеспечить бесперебойную перевозку грузов и пассажиров, а также безопасность движения поездов".

Какую именно технику планирует приобретать монополия, в документе не говорится. Отмечается лишь, что изготавливаться локомотивы будут "по техническим условиям, согласованным РЖД, в соответствии с прогнозируемой грузовой базой, а также на основании баланса парка локомотивов". В проекте распоряжения, копия которого имеется в распоряжении "Интерфакса", отмечается, что в 2015 г. "Российские железные дороги" намерены приобрести 344 локомотива у ЗАО "Трансмашхолдинг" (MOEX: TRMH) (ТМХ) и 123 - у холдинга "Синара - Транспортные машины" (СТМ).

...

В паспорте программы указано, что реализовываться она будет в 2015-2017 гг., суммарная потребность в новых локомотивах в этот период оценивается в 1,508 тыс., а общая их стоимость - в 203,6 млрд руб. (в прогнозных ценах, без учета НДС). 70,4% от этой суммы - 143,4 млрд руб. - на 2016-2017 гг. компания готова изыскать сама. Дисконтированный срок окупаемости для РЖД в этом случае составит 24 года, внутренняя норма доходности - 11,4%, средневзвешенная стоимость капитала - 10%. При обосновании проекта указывается, что в РФ имеется достаточное количество заявок грузоотправителей на перевозку и необходимые производственные мощности. В то же время, в числе незначительных рисков указывается зависимость от макроэкономической ситуации в РФ и мире (включая валютные колебания). Курировать проект будут президент монополии Владимир Якунин, старший вице-президент Вадим Михайлов и вице-президент, начальник дирекции тяги Алексей Воротилкин.

Остальные 39,8 млрд руб. из 100 млрд руб., которые РЖД предполагают привлечь в 2015 г. из ФНБ, предназначены для развития железнодорожной инфраструктуры: 7,5 млрд руб. - на восточную часть БАМа, 10,3 млрд руб. - на ж/д подходы к портам Азово-Черноморского бассейна, 22 млрд руб. - к портам Северо-Запада России

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОДХОД

Работы на Байкало-Амурской магистрали предполагают модернизацию участка Тында - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань для увеличения пропускной способности к 2018 г. до 32,6 млн тонн грузов в год. "Оценка потенциального спроса проведена на основе работы с крупнейшими грузоотправителями, которые заявляют о значительных приростах перевозок грузов в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла", - уточняет правительство. Проект отвечает целям Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. и ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.".

Общая стоимость программы оценивается в 42,3 млрд руб. (без учета НДС). Почти на треть (13,2 млрд руб.) РЖД предполагают профинансировать его за счет выпуска облигаций, выкупаемых на средства ФНБ (в том числе в 2014 г. - на 5,7 млрд руб., в 2015 г. - 7,5 млрд руб.). Остальные 29,1 млрд руб. монополия собирается выделить сама. Дисконтированный срок окупаемости для РЖД оценивается в 13 лет, внутренняя норма доходности - в 18%.

В числе сильных сторон программы выделяются наличие перспективных месторождений "в полигоне реализации" и наличие прогнозируемого спроса. В 2013 г. был проведен публичный технологический и ценовой аудит проектов по развитию железных дорог на востоке РФ, результаты которого рассмотрены на экспертных и общественных слушаниях и направлены в правительство. В целом программа должна дать положительный мультипликативный эффект (экономический и социальный) для РФ. В частности, будет обеспечиваться вывоз дополнительных объемов грузов в направлении морских портов, на БАМ можно будет переориентировать логистические схемы грузоотправителей и грузополучателей из стран Азии и Европы.

В то же время, правительство указывает на значительную капиталоемкость проекта, зависимость положенной в основу грузовой базы от макроэкономической ситуации в России и мире, а также сложные климатические, инженерно-геологические и гидрологические условия. Есть также угроза того, что при существенном увеличении торгового грузооборота между Азией и Европой будет построен железнодорожный путь в обход РФ. Помимо этого, отмечается подверженность рыночным рискам: сроки реализации проекта могут измениться, если макроэкономическая ситуация будет иной или произойдут коррективы в проектах по добыче полезных ископаемых, из-за чего грузоотправители не будут предъявлять заявленные объемы грузов. Второй фактор при этом считается более существенным.

GO WEST…

Проект модернизации железнодорожной инфраструктуры на подходах к морским портам северо-запада предполагает ее "сбалансированное развитие и увеличение пропускной способности на полигоне Кузбасс - Урал - Центр - Северо-запад". По сравнению с 2013 г. провозные мощности планируется нарастить к 2025 г. на 83,4 млн тонн (до 301,8 млн тонн). "Оценка потенциального спроса проведена при взаимодействии с крупнейшими грузоотправителями и основывается на анализе существующих унифицированных и параллельных весовых норм на железных дорогах, перспективных грузопотоков и основных корреспонденций массовых грузов", - отмечает правительство.

Общая стоимость проекта, который планируется реализовать в 2015-2024 гг., оценивается в 474,6 млрд руб. (без учета НДС). Эксплуатировать модернизированные участки при этом РЖД смогут уже с 2015 г. в рамках поэтапного ввода. Финансирование за счет выпуска облигаций со сроком обращения до 30 лет на 22 млрд руб. предполагается осуществлять только в 2015 г. Остальные 95% средств (452,6 млрд руб.) компания готова выделить сама. Дисконтированный срок окупаемости проекта для РЖД оценивается в 10 лет, внутренняя норма доходности - в 23%, приток средств в федеральный и региональный бюджеты (за счет налогов и страховых взносов) за 30 лет - в 619 млрд руб.

В качестве сильных сторон программы выделяются наличие прогнозируемого спроса и заявок от грузоотправителей, а также расчетный мультипликативный эффект (экономический и социальный) для РФ в целом. Предполагается, что проект даст возможность увеличить объем грузоперевозок и доходов компании от основной деятельности, повысить пропускную способность железной дороги.

Все это будет способствовать перераспределению грузо- и пассажиропотоков, повышать качество и эффективность ж/д услуг, увеличивать скорость движения поездов, сокращать технологические перерывы в движении. В результате уменьшится время доставки грузов, увеличится пропускная способность портов, что позволит привлекать дополнительные объемы транзитных грузов, в том числе контейнерных. Фактически будет создан транспортно-логистический и дистрибутивный центр в европейской части РФ, а также сеть терминальной логистики и портово-промышленных зон.

В то же время, как и в случае с дальневосточным проектом, правительство указывает на зависимость грузовой базы, положенной в основу, от макроэкономической ситуации в России и мире. Кроме того, существует угроза ухудшения конкурентной среды для РЖД из-за развития портовой инфраструктуры Украины и стран Балтии и связанного с этим перераспределения объемов экспортных грузов. В случае экономической нестабильности сроки реализации проекта могут измениться, признает кабинет министров. Изменение же или неполный объем финансирования проекта может привести к недоосвоению перевозок грузов.

…ИЛИ КУРСОМ НА ЮГ

Аналогичный инфраструктурный проект с привлечением средств ФНБ монополия предполагает реализовать на юге РФ. Цель - к 2020 г. модернизировать ближние и дальние ж/д подходы к портам Азово-Черноморского бассейна для пропуска дополнительных (по сравнению с 2013 г.) 70,8 млн тонн (прогноз грузовой базы составляет 133,4 млн тонн). Потенциальный спрос на перевозки также оценен с привлечением крупнейших грузоотправителей, в том числе с использованием межотраслевого баланса.

Общая стоимость проекта, реализовать который планируется в 2014-2020 гг., оценивается в 167,8 млрд руб. (без учета НДС). На 6% (10,3 млрд руб.) РЖД предполагают профинансировать его за счет выпуска в 2015 г. облигаций сроком обращения до 30 лет, которые должны быть выкуплены на средства ФНБ. Еще 69,3 млрд руб. компания готова выделить сама, а 88,2 млрд руб. рассчитывает получить из федерального бюджета в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.). При этом, правда, отмечается, что "возможно увеличение доли заемного капитала после 2015 г." при наличии у компании дополнительных источников финансирования.

В эксплуатацию участки также будут запускаться уже с 2015 г. за счет их поэтапного ввода. Дисконтированный срок окупаемости для РЖД оценивается в 14 лет (при условии комплексной реализации и государственной поддержки), внутренняя норма доходности - в 18,1%. Срок окупаемости проекта для бюджета РФ, как ожидается, составит 6 лет (чистый эффект - 265,8 млрд руб., внутренняя норма доходности - 4,75%).

Модернизация железнодорожных подходов к южным портам откроет возможности для освоения прогнозируемых объемов грузовых перевозок в этом направлении, а также позволит обеспечить транспортно-экономические связи грузоотправителей и грузополучателей из стран Азии и Европы. РЖД уже подготовили графики проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, в 2014 г. проведен публичный технологический и ценовой аудит проекта. В числе сильных сторон выделяются наличие прогнозируемого спроса и положительный мультипликативный эффект для РФ. При этом, правда, правительство указывает на те же риски, что и в "северо-западном" проекте.

Курировать реализацию всех трех инфраструктурных проектов помимо В.Якунина и В.Михайлова будут старший вице-президент Анатолий Краснощек, вице-президент Олег Тони и вице-президент Александр Целько.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ВОПРОС

В проекте распоряжения по очередным четырем проектам облигации РЖД классифицируются как "инфраструктурные" (в утвержденной редакции такой пометки нет). Именно на 100 млрд руб. в 2015 г. монополия рассчитывала выпустить инфраструктурные облигации. За счет этого инструмента с льготной процентной ставкой компания финансирует проекты со сроком окупаемости в 15-20 лет. На рынке капитала отсутствуют средства такой срочности (рублевая ликвидность в РФ доступна на срок до 10 лет, максимальный спрос приходится на обязательства сроком 3-5 лет), поясняли ранее РЖД важность такого финансового механизма. Полученные средства компания направляет как на развитие ж/д инфраструктуры, так и на закупку локомотивов.

Между тем, согласование таких займов идет трудно. Год назад, например, у компании не было понимания, будут ли выкуплены их инфраструктурные облигации в 2014 г. "Решение правительства было (выделять - ИФ) по 100 млрд руб. в год в 2013-2015 гг. Но по 2014 г. есть известная проблема с изменением пенсионной системы. Поэтому сейчас пока, по расчету ВЭБа и ПФР, средств на (инфраструктурные бонды - ИФ) не будет - с точки зрения того, что у них отсутствует приток новых денег. Поэтому мы сейчас ведем диалог", - говорил тогда замглавы департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев.

Нынешней осенью проблема возникла вновь - уже по 2015 г. В октябре глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что средства на выкуп банком инфраструктурных облигаций РЖД пока не найдены. "Пенсионная реформа у нас реализуется, значит, деньги все изымаются. Накопительной части нет", - пояснял топ-менеджер. "Другой вопрос - чтобы быстрее регистрировать негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании и чтобы им вменить в обязанность выкуп подобного рода инфраструктурных облигаций", - предлагал при этом руководитель Внешэкономбанка.

Нерешенность вопроса с выкупом инфраструктурных облигаций постоянно вызывает недовольство топ-менеджмента РЖД, который указывает на риски сокращения инвестиционной программы компании. Вопрос оказался "подвешенным" даже после утверждения финансового плана монополии на 2015 г. В декабре В.Якунин сообщил, что считает наиболее целесообразным решением вариант выкупа инфраструктурных бондов РЖД в 2015 г. докапитализированными за счет средств ФНБ российскими банками. "Рассматривается несколько вариантов, самый целесообразный был озвучен на заседании правительства. Речь идее о том, что при докапитализации наших банков, например, ВТБ (MOEX: VTBR), средства должны быть использованы для развития инфраструктуры. Я думаю, это самый практически реализуемый и прагматичный вариант", - отмечал он.

Ранее правительство утвердило решение выделить средства ФНБ на проект РЖД по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (работы на совгаванском участке фактически дополняют эту большую программу). Общая ее стоимость оценивается примерно в 562 млрд руб. Как ожидается, 302 млрд руб. потратят сами "Российские железные дороги", 150 млрд руб. монополия получит из Фонда национального благосостояния и 110 млрд руб. - из бюджета. Средства ФНБ при этом инвестируются через выкуп привилегированных акций РЖД. Перед Новым годом правительство утвердило первый транш финансирования в размере 50 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.01.2015