26-09-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД могут лишиться господдержки на ускорение транзита при реинвестировании прибыли

ОАО "Российские железные дороги", получив право реинвестировать прибыль, может лишиться бюджетной поддержки на реализацию проектов, предусмотренных "майскими указами", не выплачивая дивиденды.

"Мы ожидаем оформления решения в (протоколе - ИФ) президентской комиссии по ТЭК (состоялась в Кемерово 27 августа, была посвящена развитию угольной отрасли и необходимых для этого пропускных способностей железной дороги - ИФ). При подготовке обсуждалось, что прибыль РЖД остается в распоряжении компании, чтобы инвестировать в инфраструктуру", - заявил журналистам замглавы Минтранса Алан Лушников.

"Следствием этого стала позиция Минфина, что "Российские железные дороги" при капитальных вложениях больше не должны претендовать на государственную поддержку. В связи с этим в магистральном плане (транспортных проектов, которые планируется реализовать в ближайшие годы - ИФ) сейчас заложено, что те 200 млрд руб., которые министерство (финансов - ИФ) рассчитывало направить на ускорение движения контейнеров и увеличение транзита, РЖД возьмут из собственных средств", - добавил чиновник.

В начале сентября источник "Интерфакса", знакомый с подсчетами министерства финансов, сообщал, что ведомство закладывает в бюджетные проектировки поступления от дивидендов "Российских железных дорог" в 2019 г. в размере 46,1 млрд руб., в 2020 г. - 64,3 млрд руб., в 2021 г. - 84,1 млрд руб. (в сумме за 3 года - примерно 194,5 млрд руб.). В проектировках Минфин исходил из идеи направления на дивиденды 50% чистой прибыли компании по МСФО.

РЖД ранее просили в перспективе оставлять всю чистую прибыль компании (за исключением выплат на "префы") в ее распоряжении для реинвестирования в текущие проекты. Именно такой принцип монополия заложила в свою долгосрочную программу развития на период до 2025 г. "Мы вышли с предложением, что не будем просить государственной поддержки за исключением тех проектов, которые уже были обозначены. Но при этом мы прибыль сохраняем в распоряжении холдинга РЖД", - говорил в этой связи первый замглавы компании Вадим Михайлов.

"Если 7-летняя программа принимается и считается, что такие проекты нужно делать, идет вопрос источников финансирования. Государство может изъять все дивиденды, но в этом случае встает вопрос: если проекты стоят в инвестиционной программе и их надо реализовывать, то тогда должно быть какие-то обратное движение с точки зрения поддержки государством этих проектов", - добавлял он, отмечая, что монополия "исполнит любые решения акционеров".

Тему неоднократно затрагивал и генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров, в очередной раз - на президентской комиссии по ТЭК. На ней отмечалось, что в рамках второго этапа развития "восточного полигона" предполагается увеличить мощности ж/д сети до 180 млн тонн к 2024 г. (первый этап предполагает рост перевозок в восточном направлении на 66 млн тонн к уровню 2012 г.). В то же время, после более детальных проработок Минэнерго, Минтранса и регионов с угольными компаниями и РЖД планируется за счет средств РЖД увеличить пропускную способность к 2025 г. дополнительно до 210 млн тонн, в том числе по поставкам угля до 195 млн тонн.

Общий объем инвестиций компании для этого оценен в 696 млрд руб. "При этом нам необходимо сейчас ускорить проектирование - это 3,4 млрд руб., они уже заложены в нашей программе", - говорил О.Белозеров. "Если не применить этот механизм (реинвестирования прибыли - ИФ), мы предполагаем, что не вывезенными могут оказаться около 330 млн тонн грузов", - отмечал он при этом.

Сейчас правительством установлен специальный порядок выплаты, где содержится требование о выплате в качестве дивидендов 50% от прибыли по РСБУ. По итогам 2017 г. кабинет министров утвердил дивиденды РЖД в размере 8,755 млрд руб. на обыкновенные и 5 млн руб. - на привилегированные акции. В распоряжении монополии оставлено 7,87 млрд руб. от чистой прибыли по РСБУ - они будут направлены на развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (в 2017 г. составила около 17,5 млрд руб.)

При этом в середине июня А.Лушников говорил, что его ведомство предложило оставить "Российским железным дорогам" 13,6 млрд руб. из чистой прибыли по РСБУ за 2017 г., направив их на восполнение дефицита средств по проекту развития БАМа и Транссиба (I этап).

По итогам 2016 г. "Российские железные дороги" платили 5,147 млрд руб. дивидендов (включая 5 млн руб. на "префы", почти 80% от чистой прибыли). 5% от нее (325 млн руб.) пошли в резервный фонд компании, около 16% (102,8 млн руб.) - оставлены в распоряжении перевозчика.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.09.2018