26-09-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД хотят компенсации за рост цен на ДТ, но он заложен в "инфляции минус" - Минтранс

ОАО "Российские железные дороги" надеется на компенсацию за увеличение стоимости дизельного топлива сверх прогнозного, при этом в министерстве транспорта признают наличие проблемы, хотя и отмечают, что этот фактор ранее был заложен в формулу индексации грузовых ж/д тарифов по принципу "инфляция минус", которую решено применять до 2025 года.

"Коллеги (из РЖД - ИФ) обоснованно говорят, что они не рассчитывали на такой рост (цен - ИФ) на ДТ: это объективный фактор. (...) Они ставят вопрос о том, что ценовое давление должно быть компенсировано дополнительно", - заявил журналистам замглавы Минтранса Алан Лушников.

"У нас была подготовка к рассмотрению прогноза (социально-экономического развития - ИФ), и сейчас министерство обсуждает, нужно ли помимо планируемой индексации, каким-то образом компенсировать еще и избыточное ценовое давление", - сказал он в этой связи.

"Здесь сложная ситуация. Когда мы обсуждали долгосрочный тариф, договаривались, что все вопросы, связанные с ценовым давлением, компания берет на себя, и за это оставляет у себя всю эффективность, которую получает" - сказал А.Лушников, добавив, что формула "инфляция минус" должна учитывать эти колебания, "потому что все эти колебания влияют на инфляцию".

"Но коллеги не ожидали, что дизельное топливо будет так расти, и потери, действительно, достаточно существенны", - отметил замглавы Минтранса. В то же время, по его словам, "конкретных формализованных предложений, каким образом дополнительно оценивать это ценовое давление" министерство от "Российских железных дорог" пока не получало.

Порядок индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2019-2025 гг. по принципу "инфляция минус" был утвержден правительством в конце 2017 г. Уровень повышения представляет собой среднее арифметическое фактического роста потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта. В новом прогнозе министерства экономического развития РФ отмечается, что рассчитанная по формуле индексация ставок в 2019 г. составит 3,5% (в июньской версии была цифра +3,2%, то есть планируемый рост тарифов повышен на 0,3 процентного пункта).

При этом на 2019-2025 гг. была сохранена целевая 2%-ная надбавка, вводившаяся на 2017 г. для дополнительного финансирования капитального ремонта пути: то есть фактически из базы расчета тарифов ее было решено не исключать. Кроме того, к базовой индексации на 3,9% в 2018 г. введена еще одна дополнительная, 1,5%-ная надбавка, призванная компенсировать расходы владельцу инфраструктуры (на большей части РФ это РЖД), связанные с корректировкой налогового законодательства. Предполагается, что она будет действовать до 2022 г. В итоге в 2018 г. рост тарифов составил 5,4%. Но из-за позднего вступления в силу решений о сохранении надбавок (с 30 января) фактически она оценивается РЖД в 5,1%.

В целом в 2019 г. "Российские железные дороги" ожидают роста грузовых тарифов на 3,8%: цифра фигурировала в подготовленном проекте долгосрочной программы развития (ДПР) на период до 2025 г. При этом в монополии подчеркивали, что в этих цифрах не учтено возможное влияние от налоговых решений (подробно компания излагала их в проекте ДПР). Правда, в июне генеральный директор РЖД Олег Белозеров говорил, что вопрос с налогами - "комплексный", но компания намерена придерживаться принципа "инфляция минус", и ее руководству "не хотелось бы менять позицию".

А.Лушников, отвечая на вопрос о том, просит ли компания дополнительную индексацию в связи с планирующимися налоговыми решениями, например увеличением НДС в 2019 г. с 18% до 20%, сказал, что НДС для РЖД не имеет прямого влияния на ставки. "(Они закупают материальные ресурсы - ИФ), но его (НДС - ИФ) предъявляют к возмещению", - сказал он.

Говоря о том, хватит ли "Российским железным дорогам" доходов при индексации в 3,5%, замглавы Минтранса заявил, что та финансовая модель, которую "видело" и поддерживало министерство, "показывала сходимость расходов и доходов", и такого роста ставок будет достаточно.

В то же время, по словам А.Лушникова, РЖД актуализировали финансовую модель с учетом нового прогноза социально-экономического развития. "Есть макроэкономические факторы - другой прогноз курса, другая ключевая ставка - подрастет стоимость заимствований. Поэтому мы увидим это все ближе к осени", - сказал он, хотя и выразил уверенность в том, что монополия "справится", поскольку у нее "очень серьезная программа оптимизации".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.09.2018