03-07-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД хотят через M&A за рубежом наращивать компетенции под проекты и логистику

Группа "Российские железные дороги" планирует сформировать корпоративную структуру управления иностранным бизнесом - субхолдинг по зарубежной деятельности, говорится в проекте долгосрочной программы развития (ДПР) компании в период до 2025 г. ("Интерфакс" ознакомился с документом).

Одними из ключевых целей своей деятельности за границей монополия называет вхождение в число лидеров международного рынка транспортной логистики и строительства инфраструктуры в сфере железнодорожного транспорта. Компания намерена выходить на новые зарубежные рынки для увеличения доходов и наращивать его долю в общем объеме доходов.

Кроме того, РЖД декларируют, что рассчитывают получить доступ к зарубежным технологиям и разработкам, приобрести и развивать дополнительных компетенций, позволяющих повысить конкурентоспособность за рубежом. Также среди целей - развитие евроазиатских транспортных связей "с максимальным использованием инфраструктуры российских железных дорог". Все это позволит укреплять отношения с зарубежными партнерами и расширять сотрудничество в рамках международных объединений.

Экспортный портфель группа планирует формировать по ряду направлений. Во-первых, монополия намерена заниматься "комплексными проектами" по финансированию, проектированию, строительству или реконструкции и последующей эксплуатации железных дорог. Вторая сфера деятельности - консалтинг - разработка концепций, стратегий, программ перспективного развития ж/д отрасли, технико-экономических обоснований и бизнес-планов. Кроме того, холдинг мог бы управлять железнодорожными комплексами, поставлять технику, оборудования и материалы, а также формировать финансовые решения для реализации зарубежных проектов.

Отдельный блок посвящен перевозочной деятельности - "комплексным транспортно-логистическим услугам". В этой связи "Российские железные дороги" видят перспективы создания совместных операторов, а также "приобретения долей национальных логистических компаний". Кроме того, группа готова развивать транзит грузов по основным международным направлениям, обучать и повышать квалификацию персонала, разрабатывать IT-сервисы, облачные приложения и цифровые стратегии.

Под проекты группа рассчитывает организовывать финансирование за счет "всех видов долгового заимствования", а также активизировать сотрудничество с международными финансовыми организациями (включая Новый банк развития БРИКС, Европейский банк реконструкции и развития) и структурами, поддерживающими развитие экспортных услуг (в том числе АО "Российский экспортный центр" и ЭКСАР).

Также "Российские железные дороги" отмечают, что в перспективе планируют наращивать компетенции в сфере международного транспортного строительства через сделки M&A. В этой связи предполагается разработать программу слияний и поглощений, предполагающую "быстрый вход на рынок", синергетические эффекты и получение доходности от недооцененных объектов.

Кроме того, по мнению РЖД, в рамках зарубежной деятельности компании необходимо переходить на принципы проектного управления зарубежными проектами, выработать "эффективные подходы к созданию консорциумов и стратегических альянсов для совместного участия в международных проектах", сформировать систему мониторинга перспективных проектов и стратегий по целевым регионам. Среди других задач - обеспечить "охрану и продвижение интеллектуальной собственности" на зарубежных рынках за счет международных патентов и лицензий.

В продвижении транспортно-логистических услуг на евроазиатском пространстве "Российские железные дороги" ориентируются на увеличение транзита грузов на ключевых направлениях "Восток-Запад" и "Север-Юг", перевозки товаров "стремительно растущего" рынка электронной торговли, а также на возможное логистическое оперирование на зарубежных рынках, говорится в проекте ДПР.

"Планируется расширять и трансформировать спектр направлений логистической деятельности с фокусом на 3PL и 4PL услуги, развивать работу в сегментах управления цепями поставок, контрактной логистики в рамках EPC-проектов, создавать новые маршруты для контейнерного транзита, обеспечивать логистический консалтинг и инжиниринг", - говорится в документе.

Одна из структур группы, перспективы которой описывают "Российские железные дороги" в проекте ДПР, - ООО "РЖД-Интернешнл" (РЖДИ). Специализированная инжиниринговая компания была создана для "централизации планирования внешнеэкономической деятельности" и управления инфраструктурными проектами за рубежом. Монополия подчеркивает, что РЖДИ является "в первую очередь управляющей инжиниринговой компанией" и привлекает другие активы холдинга и компании РФ, хотя и имеет в распоряжении путевую технику и персонал, позволяющие проводить некоторые работы (в том числе электрификацию и работы на верхнем строении пути).

"На горизонте до 2025 г. основными задачами "РЖД Интернешнл" будет обеспечение роста доходов за счет экономически эффективных инфраструктурных и сопутствующих проектов за рубежом, а также увеличение доли на зарубежных рынках (с 0,5% до 1,4-1,9% - ИФ)", - говорится в документе. В качестве целевых для компании названы рынки Восточной Европы, Южной Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока.

Предполагается, что в будущем - наряду с расширением портфеля проектов - РЖДИ будет диверсифицировать деятельность и предлагать комплексные инжиниринговые продукты, "позволяющие максимально задействовать потенциал холдинга". Речь идет о предпроектных работах, проектировании, дизайне, строительстве, электрификации и реконструкции ж/д инфраструктуры, поставке подвижного состава, путевой техники и специального оборудования, решений в области финансирования, содержании и эксплуатации объектов, подготовке и переподготовке кадров, управлении ж/д комплексами, разработке программного обеспечения, консалтинге в IT (функции похожи с теми, что ставятся при формировании "зарубежного" субхолдинга - ИФ).

В проекте ДПР РЖД также отмечают, что ими уже разработана соответствующая стратегия зарубежного бизнеса до 2025 г., определяющая "вектор долгосрочного развития". Она одобрена правлением и рассматривается советом директоров. В документе компания приводит обоснование дополнительного финансирования этой стратегии.

В частности, разработка программы в области слияний и поглощений холдинга за рубежом оценена в 85 млн руб. в год в 2018-2019 гг. "По результатам исследования должны быть сформированы перечень целевых рынков (сегментов), перспективных для РЖД и профили компаний, определены показатели деятельности компаний, которые целесообразно рассматривать (для приобретения или увеличения доли - ИФ), предложены стратегии (M&A - ИФ)", - говорится в проекте ДПР.

Для приобретения же и развития дополнительных компетенций требуются поручительства и гарантии РЖД, предоставляемые SPV и "дочкам" (суммы "будут уточняться после согласования с РЖДИ оценки прогнозных значений по перспективным проектам"). "Переход на преимущественно проектные принципы финансирования потребует транзитного этапа. До этого момента, а также с учетом необходимости обеспечений по проектам, реализуемым в рамках межправительственных соглашений необходима дополнительная поддержка головной компании", - отмечает при этом монополия. Все это даст возможность реализации проектов, требованием к которым является наличие пакета поручительств в той или иной форме.

По 30 млн руб. в 2018 и 2019 гг., по оценкам "Российских железных дорог", требуется на формирование линейки конкурентоспособных продуктов и услуг (их числа компетенций группы) и моделей участия в зарубежных проектах. Столько же необходимо на автоматизацию бизнес-процессов по управлению зарубежными проектами: внедрение АСУ должно повысить эффективность контроля в ходе их проработки и реализации, облегчить и ускорить подготовку документации.

По 50 млн руб. в 2018 и 2019 гг. требуется на выработку принципов, позволяющих минимизировать конкуренцию компаний РФ на зарубежных рынках, а также определение ключевых показателей ж/д транспорта и сравнительный анализ с иностранными компаниями-аналогами. Также планируется провести детализированный анализ приоритетных для холдинга транспортно-логистических и инфраструктурных рынков и выработать стратегию ведения бизнеса в этих странах. В 8 млн руб. ежегодно в период до 2025 г. требуется на покупку иностранных аналитических исследований для этого.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.07.2018