08-10-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД хотели бы вернуться к "длинным" облигациям, привязанным к инфляции

ОАО "Российские железные дороги" рассматривает идею возврата к практике размещения "инфраструктурных облигаций", привязанных к инфляции, для финансирования проектов с длительной окупаемостью.

"Мы хотим возродить программу инфраструктурных облигаций. Хотели бы иметь источники финансирования на проекты с горизонтом окупаемости больше 15 лет и до 30 с определенным участием со стороны государства - как делали первые "инфраструктурные облигации", размещали их по ставке "инфляция + 1 процентный пункт", обеспечивая гарантии для пенсионеров", - заявил первый замглавы РЖД Вадим Михайлов на брифинге в понедельник.

"Будем смотреть на эти инструменты. Вопрос - будут ли они вообще доступны до конца этого периода (2025 г. - ИФ) на рынке, мы не можем сказать. Это упирается в ряд вещей, которые от нас не зависят", - добавил он.

"По долговому портфелю как источнику финансирования прирост долга до 2025 г. составляет 2,3 трлн руб. по целевому сценарию, 1,6 трлн - по консервативному. У нас из самых наименьших стоимость заимствований в РФ и одна из самых долгосрочных моделей кредитного портфеля. То есть по длительности мы одни из самых лучших", - добавил при этом первый замглавы монополии.

Утвержденная несколько лет назад финансовая модель РЖД предполагает привлечение средств на реализацию проектов, окупаемых в пределах 15 лет, с помощью долговых инструментов, окупаемых в пределах 15-30 лет - за счет денег государственных фондов (например, через выпуск инфраструктурных облигаций), окупаемых за горизонтом 30 лет - через вклады в капитал. Текущее содержание инфраструктуры осуществляется за счет амортизации.

В 2014 г. правительство утвердило выделение из Фонда национального благосостояния 100 млрд руб. на четыре проекта РЖД (по покупке локомотивов - 60,2 млрд руб., а также трех - по развитию железнодорожной инфраструктуры - 39,8 млрд руб.). Средства решено было выделять через ВТБ (MOEX: VTBR), который должен был приобретать облигации ж/д перевозчика: министерство финансов РФ размещало их на субординированном депозите в банке.

Правда, позднее инфраструктурные проекты решено было финансировать за счет пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка, а затем в правительстве начал обсуждаться вариант, чтобы направить и эти средства на закупку локомотивов. Позднее все выпущенные серии облигаций были выкуплены монополией обратно.

Также на брифинге в понедельник В.Михайлов сообщил о планах "Российских железных дорог" выпустить экологические облигации. "Мы сначала хотели бы сделать (размещение - ИФ) на уровне benchmark size, но пока смотрим внимательно на рынок, потому что он ведет себя, так скажем, не очень хорошо, чтобы выходить сейчас с большими заимствованиями. Будем внимательно смотреть до конца года, может быть, и сделаем benchmark size для экологических облигаций, с теми программами (которые есть в компании - ИФ)", - сказал он.

"Это один из инструментов, который будет использован. Они идут на проекты, связанные с улучшением экологии. (Обычные облигации - ИФ), имеющие целевое назначение. (...) У нас целая большая "Белая книга" по экологии, где перечислены все проекты, на которые можно использовать эти экологические облигации", - добавил топ-менеджер, уточнив, что речь идет о выпуске "без увеличения общей долговой нагрузки, в рамках общего кредитного портфеля".

Комментируя планы выпуска "вечных" облигаций, В.Михайлов напомнил, что сроки их размещения "зависят от выхода нормативных документов". "Мы ждем осенней сессии, если все регуляторные решения будут приняты, то мы это сделаем", - заявил он. Ранее топ-менеджер говорил, что они могут быть выпущены на сумму до 15 млрд руб. после устранения законодательных ограничений, ориентировочно в 2018 г. - под конкретные проекты, возможно, на Северный широтный ход. Правда, позднее появилась информация о возможном выпуске под проекты в московском транспортном узле, а летом В.Михайлов заявил, что размещение возможно без привязки к конкретным проектам.

В целом, комментируя в понедельник планы присутствия на долговом рынке, топ-менеджер напомнил, что в отношении заимствований в валюте компания ориентируется на объем транзитной выручки в швейцарских франках. "В рамках (нее - ИФ) мы можем осуществлять определенные заимствования в той валюте, которая нам интересна", - сказал он. При этом В.Михайлов добавил, что компания ведет оценку таких возможностей. "Может быть, те же заимствования в рублях сейчас будут более привлекательными, потому что с учетом того, что есть определенные внешнеполитические риски, как считает ряд инвесторов, ряд ставок нам может быть не интересен", - заявил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.10.2018