12-04-17 / 2017
Новости отрасли
РЖД хотели бы снизить штрафы за просрочку в доставке грузов и порожних вагонов

ОАО "Российские железные дороги" хотело бы снизить суммы штрафных санкций за просрочку в доставке грузов и порожних вагонов.

"Согласно Уставу железнодорожного транспорта, перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более всей суммы платы за перевозку. Если просрочка превышает 11 суток, то неустойка уже составляет полную плату за перевозку. Но ведь и при такой просрочке груз или порожний вагон все равно прибывают на станцию назначения, то есть услуга по перевозке в любом случае выполнена, и перевозчик затратил на это средства", - заявил замглавы отдела контроля за выполнением сроков доставки грузов центральной дирекции управления движением РЖД Александр Авдеев в интервью корпоративному изданию монополии.

"В международном законодательстве ответственность перевозчика в этом случае ограничивается 30-50% провозной платы. Мы уже не первый год пытаемся обсудить это с министерством транспорта РФ. Предложения отправлены и сейчас там рассматриваются", - добавил он. "С прошлого года узаконено право операторов подавать претензии за нарушения сроков доставки порожних вагонов. В 2016 г. доля предъявляемых ими претензий составила 64% от общего количества", - отметил менеджер.

По мнению А.Авдеева, "Российские железные дороги" в этом вопросе находятся "в проигрышной позиции", в том числе и по сравнению с другими видами транспорта. "Надо уравнять нас в правах с другими перевозчиками", - считает он, отмечая, что ни в странах СНГ, ни на других видах транспорта не предусмотрен полный возврат провозной платы перевозчиком при нарушении сроков доставки.

Менеджер отметил, что сегодня ответственность, которая предусмотрена для грузоотправителя за отказ от перевозки, меньше штрафных санкций за просрочку доставки на одни сутки, они составляют в среднем 3 тыс. руб. При этом клиент платит штраф в 10 руб. за тонну неотправленного груза. В пересчете на вагон грузоподъемностью 70 тонн сумма выплаченного штрафа составит всего 700 руб. "И она компенсируется взятой с нас пеней в тройном размере", - добавил А.Авдеев.

По данным представителя РЖД, в I квартале 2017 г. доля грузовых отправок, доставленных в нормативный срок, составила 97,4%. "Как показывает анализ, 70% всех задержек в пути, которые приводят к нарушению сроков доставки, приходятся на наших клиентов. Правда, мы оказываем тому же клиенту услугу платного отстоя вагонов, когда по каким-то причинам он не может принять груз на станции назначения, и это доход для компании. Но в основном заявки на размещение вагонов на наших путях поступают от крупных грузополучателей, которым выгодно держать некий склад на колесах, например на припортовых дорогах в ожидании подхода судов. Нам приходится искать некий баланс, отдавая предпочтение либо получению доходов, либо скорости доставки", - заметил он.

При этом, по словам А.Авдеева, увеличение скорости доставки грузовых отправок позволило в 2016 г. в два раза снизить нарушения сроков доставки. В итоге суммы предъявленных компании штрафных санкций сократились на 40%. Вдвое уменьшились и выплаты пеней за нарушение нормативных сроков доставки. В результате работы с пользователями услуг почти треть претензий была отозвана.

"Этому способствует и внедрение единой автоматизированной системы актово-претензионной работы, которая позволяет отслеживать весь перевозочный цикл каждой отправки, определить все отклонения от нормативов, определить, кто несет ответственность за нарушения. Функциональным заказчиком системы помимо дирекции является центр фирменного транспортного обслуживания (РЖД - ИФ), он отслеживает все изменения в законодательстве и юридической практике, вносит соответствующие корректировки в систему. Мы же контролируем продвижение отправок и сроки, по их нарушениям проводим служебные расследования. Кроме того, устанавливаем причину возникновения задержки и ответственного, выясняем все обстоятельства, которые позволяют доказать в том числе и непричастность к ним перевозчика", - также сказал он.

На 2017 г. правление компании поставило задачу доставлять в установленный срок не менее 95,5% всех отправок на железнодорожной сети. "Но мы планируем превысить эту планку и год закончить с показателем не менее 97%", - заявил менеджер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.04.2017