19-11-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД хотели бы определить приоритетность в приведении объектов к нормам безопасности

ОАО "Российские железные дороги" выступает за то, чтобы четко расписать этапность мероприятий по приведению своих объектов к нормам транспортной безопасности, а сам этот процесс завершить за 5-7 лет.

"В 2018 г. мы полноценно "окунулись" в работу по реализации всех требований законодательства о транспортной безопасности и провели предварительные расчеты. Оказалось, что в ценах (того периода - ИФ) нам потребовалось бы, чтобы - как все контрольно-надзорные органы просили - реализовать мероприятия единомоментно в течение года, более 1,5 трлн руб. Сумма невыносимая ни для РЖД, ни для федерального бюджета", - напомнил заместитель генерального директора монополии Николай Федосеев на одной из сессий форума "Транспорт России"

"Я бы (хотел - ИФ) сказать огромное спасибо тем, кто участвовал в разработке (корректирующего эти нормы - ИФ) закона, продвигал его, обсуждал. Считаем, что с точки зрения поэтапности оснащения техническими средствами (принятый в 2019 г. документ - ИФ) для "Российских железных дорог" является прорывом", - отметил он.

"Закон в первую очередь дает нам возможность найти понимание со стороны контрольно-надзорных органов, потому что (от них - ИФ) в РЖД еженедельно поступают требования обеспечить транспортную безопасность на тех или иных объектах компании, а их около 40 тыс. по всей стране, и это сделать одномоментно нельзя", - пояснил топ-менеджер.

Принятым нормативным актом внесены поправки в федеральный закон от 2007 г., выводящие объекты "Российских железных дорог" из-под требования поэтапно оснастить техническими средствами безопасности всю инфраструктуру и транспортные средства до 1 марта 2020 г.

Вместе с тем, по мнению компании, нужно ежегодно определять те объекты, которые подлежат первоочередному оснащению. "Мы предлагаем (...) выделить приоритетные объекты и сделать их в первую очередь. Соответственно, мы сможем уйти от всех претензий правоохранительных органов", - подчеркнул замглавы компании.

"В развитие этого закона мы хотели бы получить какой-то нормативно-правовой акт, (чтобы - ИФ) у нас было четкое понимание, как этапность будет реализована на практике, например, какие объекты конкретно мы будем делать в 2021 г. И надо, чтобы ежегодный перечень была возможность менять, очень динамично вносить изменения - потому что средства нужно освоить в (текущем - ИФ) году, а если что-то "отваливается" в силу каких-то причин, (необходимо оперативно это учитывать - ИФ)", - сказал Федосеев.

При этом, топ-менеджер подчеркнул, что на реализацию программы потребуются существенные расходы, что затрудняет прогнозирование сроков ее реализации. "Я не хочу пугать цифрами, но суммы очень большие. И даже ориентировочно прикинуть, на сколько лет растянется эпопея с оснащением всех объектов РЖД, сложно, потому что сложная экономическая ситуация. Сложно понять, сколько компания может выделять ежегодно", - заявил он.

"Мы до эпидемии планировали ежегодное увеличение расходов на транспортную безопасность, рассчитывали и рассчитываем на государственную поддержку, но сколько лет понадобится, чтобы (законодательные требования - ИФ) реально воплотить в жизнь, не предскажет никто", - отметил замглавы монополии.

Сам по себе закон не уменьшает финансовую нагрузку на "Российские железные дороги", "поскольку количество объектов остается то же, и оснащать их надо все", отметил Федосеев, добавив, что "этапность должна еще и увеличить стоимость, потому что из года в год цены растут". С увеличением числа объектов повышается и потребность в содержании подразделений транспортной безопасности, добавил замглавы РЖД.

"Спасибо огромное, что мы сейчас имеем новые требования взамен 495-го постановления (от 2017 г., устанавливавшего нормы антитеррористической защищенности объектов - ИФ): по нашим расчетам, стоимость всех мероприятий снизилась где-то в 2 раза. Однако останавливаться на этом не надо. Мы бы хотели внести изменения в требования к категорированным и некатегорированным объектам, чтобы изменить критерии отнесения самих объектов к категорированным либо некатегорированным", - сказал он.

При этом, по его словам, компанию "очень беспокоит, что через 5-7 лет все технические средства придут в негодность", и работу необходимо будет начинать с нуля. "(Речь - ИФ) о программных средствах, о технических - интроскопах, рамках на входах... При той интенсивности эксплуатации, которая сейчас есть, это (сроки выхода из строя - ИФ) реально. То есть, если мы за 5-7 лет не реализуем (требования - ИФ), нам придется не дальше идти, а возвращаться обратно, - модернизировать технические средства, хотя (их - ИФ) нужно будет не модернизировать, а менять с учетом прогресса", - заявил Федосеев.

Модерировавший сессию директор департамента транспортной безопасности и специальных программ министерства транспорта РФ Анатолий Демьянов напомнил, что РЖД были инициаторами создания межведомственной рабочей группы для обсуждения подобных вопросов. Она была сформирована в мае 2019 г. "Мы более 4,5 месяцев вели работу по совершенствованию (нормативной базы - ИФ)", - сказал он.

По словам чиновника, на разработку требований уходит от 2 до 4 лет - это время нужно, "чтобы все "отточить", согласовать, учесть нюансы", а в 2020 г. были еще и ограничения из-за коронавируса. "Сейчас группа устранит те моменты, которые не устраивают всех, сделает требования более совершенными. Работу мы эту продолжим", - заявил он.

При этом Демьянов подчеркнул, что "краеугольным камнем является снижение затрат или оптимизация не в ущерб безопасности". Федосеев высказал созвучное мнение. "Должна быть гармония между затратами и самой безопасностью, и снижение нагрузки - то, о чем мы просим, - не должно снижать безопасности пассажиров и объектов компании", - заключил топ-менеджер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс19.11.2020