08-09-21 / 2021
Новости отрасли
РЖД хотели бы иметь в тарифе "донастройку" для покрытия роста расходов на материалы

ОАО "Российские железные дороги" хотело бы иметь в долгосрочном базовом тарифе "донастроечный" механизм, позволяющий покрывать дополнительные расходы на закупаемые материалы и услуги в случае их удорожания.

"Было бы правильно (...) переходить к индексу ценового давления (ИЦД - ИФ)", - заявил журналистам замглавы РЖД Алексей Шило. "Мы производственная компания и потребляем очень многое, чтобы поддерживать в нормативном состоянии инфраструктуру", - отметил топ-менеджер.

"По сути, у нас остается такой же точно формульный подход: долгосрочный тариф должен просто опираться на ИЦД, потому что мы считаем это более справедливым: если кардинально растет цена на материалы, каким-то образом это все равно надо учитывать. Это должна быть либо отдельная прямая поддержка, как сегодня отдельные отрасли просят, либо (удорожание - ИФ) должно быть заключено в тариф", - добавил он.

С 2018 г. грузовые железнодорожные тарифы в РФ повышаются по принципу "инфляция минус". Размер индексации рассчитывается на основе макропрогноза министерства экономического развития РФ как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта. Такая формула будет действовать до 2025 г. Текущие расчеты ведомства предполагают в 2022 г. базовую индексацию на 4%.

Между тем, "Российские железные дороги" ранее предлагали ряд дополнительных "точечных" тарифных решений. К настоящему времени, по словам Шило, принципиально новых инициатив у монополии не появилось.

"По-прежнему считаем, что обстановка позволяет проводить индексацию по контейнерным перевозкам на 4,75% дополнительно (к базовой - ИФ). Обоснование простое: та скорость, с которой мы сегодня осуществляем (такие услуги - ИФ), позволяет (операторам - ИФ) экономить достаточно много средств относительно той, которая предусмотрена нормативными документами, и мы предлагаем этот эффект разделить пополам, провести дополнительную индексацию", - сказал топ-менеджер.

"Отмена скидки на "инновационные" вагоны (предоставляются при тарификации порожнего пробега - ИФ) тоже нам кажется правильным шагом", - добавил Шило.

"Можем предложить подумать какие-нибудь варианты по углю. Мы считаем, что с учетом стоимости (этого вида топлива - ИФ) сейчас могли бы отказаться от некоторых преференций, которые заложены в системе тарифообразования, например, от понижающего коэффициента за дальность, превышающую 3,3-3,5 тыс. км", - сказал он.

"Сегодня тарифообразование стимулирует угольщиков перевозить на длинные расстояния. Поскольку модель распределения провозных мощностей выстроена в рамках правил недискриминационного доступа, получается, что Кузбасс имеет определенную квоту перевозок угля на восток", - пояснил топ-менеджер, уточнив, что речь идет о 37% мощности "восточного полигона".

"(В то же время - ИФ) угли, которые находятся на "восточном полигоне", в полном объеме вывезти на восток не получается, и за счет дешевого тарифа (этот груз - ИФ) спокойно на запад - каждый день (оттуда - ИФ) в порты юга и северо-запада страны едет 45,5 тыс. тонн", - добавил замглавы РЖД.

"Мы считаем, что это возможно только потому, что наш тариф сегодня дает такой сигнал на рынок: везите уголь на длинное расстояние. Поэтому (он - ИФ) из Якутии ездит в Кузбасс, чтобы там его обогатить и дальше везти на экспорт. Такое занятие инфраструктуры можно было бы отрегулировать, в том числе за счет тарифных решений. Не важно какая цена на рынке: (неправильный - ИФ) посыл нужно из прейскуранта убирать", - полагает Шило.

"Наверно, надо будет еще раз пообсуждать вопрос, связанный с повышением стоимости перевозки антрацитов до уровня коксующихся углей", - также сказал топ-менеджер. Он отметил, что ряд холдингов уже стремятся возить только обогащенные угли, "рационально подходя" к вопросу.

"Было бы правильно, чтобы тариф стимулировал снижать свою себестоимость, а не перекладывать эти затраты на другие отрасли, которые де-факто платят за дешевый тариф угля", - сказал замглавы РЖД.

"Нам кажется, те предложения, которые мы готовим, - достаточно взвешены. Мы же не предлагаем сегодня повысить тарифы кардинально в связи с тем, что высокая цена", - подчеркнул Шило.

При этом он добавил, что "тарифные предложения", которые готовили РЖД, "пока установленным порядком рассмотрены не были", "диалог с пользователями еще впереди".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.09.2021