28-01-22 / 2022
Новости отрасли
РЖД хочет нарастить транзит контейнеров вчетверо

Компания хочет развивать маршруты в обход Казахстана и Белоруссии

РЖД готовит программу развития транзита грузов в контейнерах через Россию, рассказал 26 января журналистам заместитель гендиректора компании Алексей Шило. Объемы таких перевозок, по его словам, в ближайшие пять лет должны вырасти в 4 раза к показателям 2021 г. То есть к 2027 г. они могут достигнуть около 4 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год.

Шило уточнил, что для увеличения контейнерного транзита РЖД намерена развивать не только российские, но и казахстано-китайские пункты пропуска, а также "искать новые точки выхода в Eвропу". Это, по его словам, потребует дополнительных инвестиций, в том числе в российские, белорусские и казахстанские логистические терминалы.

Программа РЖД включает в себя все направления транзитных перевозок через Россию, в том числе маршрут в Китай через Казахстан. На нем работает СП железных дорог России, Белоруссии и Казахстана - ОТЛК EРА.

По словам Шило, казахстанский маршрут обеспечивает сегодня основной объем контейнерного транзита через РФ. В 2021 г. объем контейнерных перевозок ОТЛК EРА по итогам 2021 г. составил 692 500 TEU, но больший прирост и, соответственно, больший потенциал есть у маршрутов через российско-китайские пункты пропуска и порты России. По данным РЖД, рост объемов контейнерного транзита по казахстанскому маршруту через пункты пропуска Достык и Алтынколь в 2021 г. составил 26%, через Забайкальск - 68%, через Наушки (Монголия) - в 3 раза.

Шило замечает, что рекордный рост перевозок через порты Дальнего Востока (в 27 раз до 20 700 контейнеров) обусловлен низкой грузовой базой, но говорит о тенденции, направленной на диверсификацию маршрутов. "Рост есть везде, но при этом есть запрос на то, чтобы как-то диверсифицировать поставки. Добавляются новые точки отгрузки в Китае, которые тяготеют к другим пунктам пропуска, поэтому по этим направлениям объемы перевозок растут", - пояснил он.

От Финляндии до Китая

Участники рынка и эксперты согласны, что диверсификация маршрутов - это неизбежный процесс. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отметил, что пока казахстанский маршрут предпочтительнее, но в случае внедрения субсидий на перевозку по Транссибу можно ожидать перехода до 50% транзита на это направление. А исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-Rus Александр Сиверцев добавил, что российские операторы и так не прочь увеличить объемы транзита через Забайкальск, но для этого требуется увеличение планов и возможность принятия поездов Китаем.

Но появление новых точек входа в Eвропу мы вряд ли увидим в ближайшее время, считают участники перевозочного процесса. Гендиректор ОТЛК EРА Алексей Гром полагает, что хорошие точки роста получат мультимодальные коридоры с задействованием участков short sea до ключевых портов Северной Eвропы и Скандинавии. По мнению гендиректора "РЖД логистики" Дмитрия Мурева, также имеет смысл развивать новые направления на Венгрию и Словакию.

Новые точки выхода в первую очередь могут появиться в направлении Финляндии: там, как и в России, ширина железнодорожной колеи составляет 1520 мм, добавил ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов.

Руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов EС и Восточной Азии группы компаний Asstra Владислав Мартин видит большой потенциал у транзитного маршрута через Украину. Заместитель начальника по развитию железнодорожных перевозок компании Stalogistics Андрей Лисовский добавил, что пока не раскрыт и потенциал польской ширококолейной железнодорожной линии длиной около 400 км.

Крупные компании уже активно занимаются развитием новых маршрутов. Директор по продажам и клиентскому сервису "Трансконтейнера" Никита Пушкарев рассказал "Ведомостям", что на сегодняшний день основным западным погранпереходом при перевозках грузов в Eвропу является Брест - Малашевиче, для диверсификации маршрутной сети компания развивает перевозки через другие погранпереходы Белоруссии. "В конце 2021 г. мы организовали первую отправку грузов из Китая во Францию через погранпереход Свислочь - Семянувка на польско-белорусской границе. Также перспективным считаем маршрут через Калининград", - отметил он. "Трансконтейнер", по его словам, смотрит на потенциал маршрутов через Латвию и Литву и считает недооцененным транзит с использованием портов Дальнего Востока и Северо-Запада России. "По нашему мнению, в перспективе маршруты через эти порты покажут рост", - добавил Пушкарев.

Fesco также расширяет свои сервисы. В 2021 г. компания сосредоточилась на обслуживании основного для себя коридора через собственный порт на Дальнем Востоке - Владивостокский морской торговый порт - и на работе на каботажных направлениях, сказал директор по стратегии и развитию Fesco Максим Шишков.

Можно и в четыре раза

По мнению участников рынка, добиться четырехкратного увеличения транзита России будет непросто, но вполне реально. По оценкам "Трансконтейнера", объем транзитных контейнерных перевозок по России уже в 2022 г. увеличится примерно на 20% до 1,3 млн TEU.

Согласно утвержденному правительством "Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", годовой транзит контейнеров к 2024 г. должен составить 1,7 млн TEU (рост в 1,6 раза к уровню 2021 г.). А согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., контейнерный железнодорожный транзит через Россию между EС и странами Восточной Азии в 2035 г. оценочно составит 3-5 млн TEU. "Это, прежде всего, товары с высокой добавленной стоимостью из Китая, Японии, Южной Кореи и стран EС, товары из центральных и северо-западных регионов Китая в целом, товары и из регионов EС, отдаленных от моря", - пояснил управляющий директор сектора транспорта "Открытие Research" Александр Полыгалов. При этом, по его словам, суммарный оборот контейнеров между этими регионами к 2035 г. прогнозируется на уровне 21,4 млн TEU, из них 18 млн TEU - контейнерооборот между EС и Китаем, а 3,4 млн TEU - оборот между EС и Японией с Южной Кореей.

Таким образом, если рассматривать сценарий в 3 млн TEU, то доля транзита через Россию к 2035 г. составит 14% контейнерооборота между EС и странами Восточной Азии, а если сценарий в 5 млн TEU, то 23%, подсчитал эксперт. "Обсуждаемые планы РЖД по увеличению контейнерного транзита через РФ до 4 млн TEU к 2027 г. очевидно тяготеют к оптимистичному варианту роста транзита, отраженному в Транспортной стратегии, при таком сценарии среднегодовой темп роста контейнерного железнодорожного транзита на горизонте 2022-2027 гг. должен составлять не менее 24% в год", - добавил Полыгалов.

По мнению Гришунина, сейчас рост транспортировки в основном происходит за счет оптимизации производственных процессов самой РЖД и дальнейшее развитие требует инвестиций в инфраструктуру. "Пока объективно существуют узкие места на Восточном полигоне, трудности с пропуском вагонов, которые идут в порты и на погранпереходы Дальнего Востока", - подчеркивает эксперт. Также для развития инфраструктуры нужны значительные инвестиции во все основные российские терминалы и в европейские погранпереходы и принимающие терминалы в точках назначения, добавляет директор логистического оператора "РТСБ-рус" Александр Баскаков.

Общий объем инвестиций в развитие Восточного полигона (БАМ и Транссиб) по второму этапу модернизации составит 1,2 трлн руб. (с учетом уже потраченных на первый этап более 300 млрд руб.). По оценкам НРА, в первом полугодии 2021 г. EBITDA РЖД составила 253 млрд руб. "Таким образом заработки компании в год могут достигать 0,5 трлн руб. Рост дорогостоящих транзитных перевозок может добавить до 10% к этому показателю, что позволит окупить сделанные затраты на расширение контейнерного транзита за 9-10 лет. Для крупного инфраструктурного проекта довольно неплохой показатель", - резюмировал Гришунин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости28.01.2022