02-11-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД хочет арендовать 100-150 тыс. полувагонов у компаний с плохим финсостоянием

ОАО "Российские железные дороги" предлагает арендовать 100-150 тыс. полувагонов у компаний "с неудовлетворительным финансовым состоянием" по 690 рублей в сутки и возить по регулируемым ставкам "Прейскуранта 10-01" (787 рублей), пишут в понедельник "Ведомости" со ссылкой на презентацию центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД.

Документ посвящен "мерам по стабилизации рынка железнодорожных перевозок в полувагонах на базе РЖД". Срок аренды вагонов - 3 года. В октябре ЦФТО демонстрировал презентацию президенту монополии Олегу Белозерову, сообщил газете источник в перевозчике. Еще два источника издания, близких к компании и ее структурам, подтвердили, что такая идея обсуждается. Представитель РЖД от комментариев отказался.

РЖД, сосредоточив у себя 200-250 тыс. полувагонов (50% рынка), станет маркетмейкером, это позволит повысить доходность остальных операторов, говорится в материалах монополии. Арендовать вагоны для монополии будет ее "дочка" - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК), но управлять вагонами будут именно ЦФТО. В конце октября у ФГК сменился генеральный директор. Место руководившего компанией со дня ее основания Виталия Евдокименко занял Алексей Тайчер, совладелец АО "СГ транс".

"Аренда вагонов, по расчетам "Российских железных дорог", приведет как к росту выручки ФГК - на 7-10 млрд рублей в год, так и РЖД - на 1 млрд рублей в год (комиссия за управление парком ФГК). Кроме того, РЖД смогут повысить технологическую эффективность управления вагонами, снизить эксплуатационные затраты. Собственники вагонов смогут получать гарантированный доход от сдачи в аренду парка РЖД. И наконец, это "создает потенциал снижения расходов бюджета за счет сокращения дотаций РЖД", пишет издание, ссылаясь на железнодорожную монополию.

По ее мнению, схема поможет и грузоотправителям. При восстановлении рынка возможно повторение ситуации 2010-2012 годов, когда тарифная нагрузка на грузоотправителей выросла на 200% - ставки аренды могут подскочить с нынешних 420 рублей до 1,252 тыс. рублей за вагон в сутки в 2018 году, отмечают РЖД. Но если вагоны будут возить по "Прейскуранту", то в среднем нагрузка на грузоотправителей вырастет на 14%: для угольщиков - на 10-15%, для минерально-строительных грузов - на 10-35%.

Для "закрепления эффекта стабилизации ситуации на рынке полувагонов" нужно, по мнению РЖД, ограничить их производство. Компания направляет в министерство транспорта РФ информацию о "прогнозируемом потребном и наличном" парке на сети, Минтранс рассчитывает, исходя из этих данных, сколько нужно произвести новых вагонов. Министерство промышленности и торговли РФ распределяет квоты на производство вагонов среди вагоностроителей.

У кого РЖД собирается привлекать вагоны, не говорится. Собеседники "Ведомостей" отмечают, что сдать вагоны могут лизинговые компании - "ВТБ Лизинг" (ВТБЛ), "ВЭБ-лизинг" (ВЭБЛ) и "Сбербанк Лизинг" (СБЛ). Весной генеральный директор ВЭБЛ Вячеслав Соловьев предлагал тогдашнему президенту РЖД Владимиру Якунину передать монополии вагоны, за лизинг которых операторы не платят. Представители ВТБЛ и СБЛ от комментариев изданию отказались, их коллега из "ВЭБ-лизинга" на вопросы не ответил.

Между тем, участники рынка против предложения РЖД. Сотрудник одной из компаний-операторов заявил газете, что не видит необходимости передавать "Российским железным дорогам" в аренду вагоны, чтобы поднять ставку. Доходность операторов вырастет из-за массового списания старых вагонов. По его данным, уже списано около 130 тыс. вагонов. Сотрудник другой операторской компании видит в предложенной РЖД схеме "национализацию" убытков неэффективных собственников вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс02.11.2015