28-01-19 / 2019
Новости отрасли
РЖД как посредник

Железнодорожные операторы хотят покупать запчасти для вагонов через структуру РЖД. Это может сдержать рост цен на них и ускорить ремонт вагонов

 Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) предложил поставлять запасные части для вагонов через АО "Торговый дом РЖД" (занимается материально-техническим обеспечением "дочек" РЖД). Идея прозвучала на встрече гендиректора РЖД Олега Белозерова с членами президиума СОЖТа, сообщила госмонополия 25 января. Такой механизм позволил бы сформировать консолидированный заказ от операторских компаний на производство крупной партии продукции - колес, литых деталей тележек и т. д. Конкретный механизм будет прорабатываться, сказал представитель СОЖТа.

Представитель РЖД от комментариев отказался.

 Операторы обслуживают свои вагоны в основном в депо РЖД (некоторые имеют свои вагоноремонтные предприятия). "Раньше закупку запчастей для текущего отцепочного ремонта обеспечивала централизованно РЖД, но год назад Центральная дирекция инфраструктуры отказалась этим заниматься", - поясняет источник, близкий к одному из операторов. По его словам, для владельцев вагонов это стало "существенной проблемой", ведь им приходится самим развозить запчасти. Новый механизм позволит снизить стоимость запчастей, сократятся время нахождения вагонов в ремонте, издержки владельцев подвижного состава, считает он.

 До 2016 г. проблем с наличием и ценами запчастей не было. Напротив, был их избыток из-за массового списания вагонов в 2014-2016 гг.

Вагоноремонтные предприятия проводили текущие ремонты вагонов бывшими в употреблении деталями, новые не закупали. В итоге мощности российских металлургических компаний по производству колес (Объединенной металлургической компании (ОМК) и Evraz), например, были загружены на 39-55%. По мере истощения запаса запчастей, сформированного после разбора старых вагонов, возник их дефицит. Сейчас мощности загружены на 100%, и этого все равно мало (металлурги обещают увеличить мощности). По данным СОЖТа, существующие два завода в России суммарно способны выпускать 1,3 млн колес в год, а для ремонта вагонов в 2019 г. требуется 1,2 млн колес (плюс 480 000 шт. для производства новых вагонов). Ожидаемые в 2019 г. поставки с Украины и из Казахстана невелики, совокупно около 160 000 шт.

 В 2018 г. операторам не хватило примерно 200 000-250 000 колес.

Дефицит и необходимость самостоятельной закупки запчастей операторами подстегнули рост цен на запчасти. Цена нового колеса в течение 2018 г. выросла с 30 000 до 70 000-85 000 руб., приводит данные представитель СОЖТа. "При этом по высоким ценам колес в продаже нет даже на месяц вперед, а вагоны простаивают в ремонте", - замечает он. Среднее время простоя грузового вагона в отцепочном ремонте выросло в 1,8 раза - с 78 до 142 часов, приводил пример в конце 2018 г. председатель президиума СОЖТа Игорь Ромашов.

 Представитель ОМК на вопросы "Ведомостей" не ответил. Ранее он замечал, что дефицит связан с отсутствием стратегического планирования (на 4-5 лет) при ремонте вагонов, что не позволило вагоноремонтным предприятиям своевременно создать запасы колес. Представитель Evraz отказался от комментариев. Человек, знакомый с менеджерами одного из производителей колес, говорит, что спрос сейчас высокий и у производителя нет проблем с реализацией. "Рост продаж зависит не от посредников и схем, а от производственных мощностей компаний", - добавляет собеседник.

Инициатива СОЖТа, по его мнению, - это желание взять под свой контроль поток продаж. Устранить дефицит чиновники и операторы пытаются с помощью поставок из Китая, но там тоже "свободных" колес мало, замечает человек, близкий к одной из операторских компаний.

 Для РЖД закупки по предложенной СОЖТом схеме знакомы: "Торговый дом РЖД" в 2011-2012 гг. закупал китайское крупное вагонное литье для вагоностроительной отрасли и вагоноремонтных предприятий РЖД, напоминает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Эта идея выгодна обеим сторонам: структура РЖД получит комиссию и "несколько лучшие условия у поставщиков". Польза для операторов связана с возможностью покупки запасных частей непосредственно у производителей, а не через перекупщиков, завышающих цены, считает эксперт. Это решение "при эффективной реализации должно сократить долю перекупщиков на рынке и снизить спекулятивное давление на цены", подчеркивает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости28.01.2019