10-08-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД интересно давать долгосрочные скидки на перевозки продуктов, зерна и "нефтянки"

ОАО "Российские железные дороги" завершает согласование с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ методики долгосрочных тарифных скидок в рамках "ценового коридора" и заинтересовано давать их по ряду грузов - высокомаржинальных и волатильных с точки зрения ставок на транспортировку.

"ФАС принято решение, что РЖД теперь (имеют - ИФ) право давать скидки на срок до 10 лет. Сейчас идет процесс согласования методики предоставления этой скидки. В нашем понимании нынешняя модель с расчетами и основаниями вполне корректна, рынку понятна, и мы рассчитываем ее сохранить", - заявил журналистам директор РЖД по коммерческой деятельности Алексей Шило.

"У антимонопольной службы есть несколько новелл, которые они хотели бы внедрить. Мы сейчас обсуждаем, но в принципе подход согласован. Там самый главный пункт, который для РЖД очень важен, - о том, что скидка дается только в том случае, если это экономически целесообразно (для монополии - ИФ)", - добавил он. Затягивать с согласованием новой методики, по словам топ-менеджера, компания не заинтересована.

А.Шило пояснил, как она будет применяться. "10-летние (скидки - ИФ) мы еще (с грузоотправителями - ИФ) не считали. Но если мы говорим, допустим, про два года, то мы даем (на этот период - ИФ) скидку, фиксируем, что у (РЖД - ИФ) прирост к уровню прошлого года составит, например, 1 млн тонн. То есть, сегодня грузоотправитель везет 10 млн тонн, за счет того, что получает скидку, произведет больше, повезет больше на 1 млн тонн. Если он провез не 11 млн тонн, а например 10,5, то вот эти 0,5 млн тонн поедут уже по полному тарифу", - сказал топ-менеджер.

Такая схема уже применяется и при нынешних расчетах скидок. Например, в 2017 г. по трем из 50-ти тарифных решений оговоренные объемы предъявлены не были - и размер дисконта был пересчитан, отметил А.Шило. Сроки перерасчетов при долгосрочных скидках, по его словам, могут прописываться в договоре - в зависимости от производственного и сбытового графика промышленников.

"Что касается высокодоходных грузов, потребность в долгосрочных тарифах есть скорее больше у нас. Любое тарифное решение сегодня - это, с одной стороны, гарантия того, что мы этот объем получим, с другой стороны - есть правило, что, если договор с точки зрения объемов не соблюдается, то мы делаем пересчет на полный тариф. (...) С кем было бы интересно в таком направлении работать? Это продукты питания, зерно, нефтяные грузы. То есть те грузы, которые достаточно волатильны, имеют определенные пики, в том числе сезонные", - сказал топ-менеджер.

РЫБУ НЕ "ЗАВОРАЧИВАТЬ"

В качестве примера А.Шило привел сегмент перевозки рыбы, которые падают (за 7 месяцев 2018 г. - на 16,7%), несмотря на все предпринятые "Российскими железными дорогами" технологические меры. "Мы достаточно много сил и средств потратили. (...) У нас применяется достаточно много тарифных преференций, мы их все сохранили на этот год. Кроме того, чтобы рыбу возить, сделали скоростные поезда с Владивостока в Новосибирск, Екатеринбург и в Москву. До Москвы такой поезд сегодня идет 8 суток - у нас таких "ниток" графика заложено три в день, но поездов ходит два в неделю, то есть имеется возможность эти перевозки нарастить дополнительно", - посетовал он.

"Мы этим вопросом крайне обеспокоены. У нас сейчас на Дальнем Востоке находится вагонов и контейнеров на 450 тыс. тонн, но при этом среднесуточная погрузка с начала года составляет 700 тонн в сутки", - отметил А.Шило.

"Операторы говорят, что стоимость (их ставок - ИФ) в течение года колеблется. Поскольку рыба у нас везется сезонно, получается, что цена на услуги в течение девяти месяцев ниже себестоимости: по нашим оценкам - 10,5 руб. за 1 кг рыбы, в частности, в крупнотоннажном рефрижераторном контейнере. Сейчас же она находится на уровне 14-14,5 руб. за тонну - на пике. То есть, направляя сегодня свой подвижной состав, например, на Дальний Восток, операторы не имеют ни одного долгосрочного контракта с поставщиками, который позволил бы им стоимость по году выравнивать", - добавил топ-менеджер.

Сейчас, по словам А.Шило, РЖД в этом вопросе активно работают и с министерством сельского хозяйства РФ, и с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) РФ. В частности, на этой неделе топ-менеджер проводил совещание рабочей группы, а также крупнейшими операторами, которые владеют подвижным составом и рефрижераторными контейнерами.

"Договорились, что мы с основными трейдерами и производителями в ближайшее время проведем на Дальнем Востоке отдельную встречу, совместно с Росрыболовством предложим им, чтобы они законтрактовались, и было четкое понимание по объемам. Тогда операторы готовы ставки в "пик" снизить и по году будут возить равномерно. Это будет, соответственно, совершенно другая цена", - заявил А.Шило.

Кроме того, с Федеральной антимонопольной службой монополия договаривается о том, "чтобы в целом подходы к тарифам на специализированные контейнеры сблизить с универсальными". "Сегодня есть в тарифах разница", - напомнил топ-менеджер. Тема унификации ставок обсуждается уже несколько лет. В 2017 г. ФАС рассматривала вопрос, но в итоге не приняла решения.

В целом в период идущей сейчас путины по красной рыбе и лососевым породам цена транспортной составляющей в продукции составляет 5,4%. По минтаю - 10,1%, по сельди - 7,6%. "Все остальное - это стоимость, которую закладывают трейдеры, оптовики и все остальные участники этого процесса", - уточнил топ-менеджер.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО

Параллельно вопрос о переходе на долгосрочные тарифы прорабатывается и с Минсельхозом. "(В четверг - ИФ) была встреча в Минтрансе. Мы (им - ИФ) об этом сказали. Если Минсельхоз будет совместно с производителями, консолидируя их объемы, давать прирост перевозок зерна по железной дороге, то мы под это готовы давать (долгосрочные - ИФ) скидки. Вопрос чисто технический - как только методика выйдет, мы готовы будем все это посмотреть", - заявил А.Шило.

Размер прироста предъявления зерновых, необходимого для получения долгосрочной скидки, топ-менеджер не назвал, отметив лишь, что по расчетам монополии, заложенным в долгосрочную программу развития, в 2018-2025 гг. предполагается прирост транспортировки сельскохозяйственных грузов с 33 млн до 42 млн тонн.

Как сообщалось ранее, в сентябре 2017 г. "Российские железные дороги" ввели 10,3%-ную скидку на экспортные перевозки зерновых грузов через российские порты с удаленных от них станций. Изначально она применялась при транспортировке грузов на экспорт со станций, расположенных в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской и Омской областях (как в вагонах, так и в контейнерах). В ноябре она была распространена из Курскую, Липецкую, Пензенскую, Самарскую, Ульяновскую и Курганскую области.

Под действие скидки подпадают пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, гречиха, бобы, горох, фасоль и другие зерновые грузы. В середине 2018 г. РЖД продлили ее до конца года, но уменьшили размер до 7,1%. А.Шило пояснил журналистам, что величина скидки поменялась в связи с уменьшением прогнозных объемов предъявления зерновых грузов (с начала 2018 г. рост перевозок составляет 48%).

ВДОЛЬ ПО "КОРИДОРУ"

Он также отметил, что объем привлеченных монополией на железную дорогу грузов за счет "тарифного коридора" растет. Если в 2015 г. дополнительно пришло 1,9 млн тонн, то в 2017 г. - уже 6,9 млн тонн, в I полугодии 2018 г. (из них 4,5 млн тонн пришлось на нефтяные грузы, 1 млн тонн - на автомобили, черные металлы и их лом) - 5,4 млн тонн, и при сохранении такой динамики в целом по 2018 г. перевозчик планирует выйти примерно на 11 млн тонн. При этом РЖД "больше могут двигаться" в рамках "коридора" именно по высокомаржинальным грузам III тарифного класса, в низкомаржинальном сегменте делать это сложнее.

Например, по словам топ-менеджера, у компании просят скидку на перевозки кварцевого песка, но из-за того, что груз для РЖД низкодоходный, а расстояние транспортировки короткое, обоснование для дисконта пока не найдено. "Методика и подразумевает, что для грузов II и III класса максимальная величина скидки может быть 50%, а для I класса - меньшей ("минус 14%" в пределах 3 тыс. км - ИФ)", - отметил он.

В то же время компания фактически уже работает в режиме долгосрочных скидок, постоянно продляя большую часть действующих, сказал А.Шило. Например, в 2018 г., понимая интерес грузоотправителей к долгосрочным тарифным условиям, компания продлила 22 скидки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.08.2018