05-02-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД и ТЭПК проработают вопрос о дополнительной грузовой базе ж/д проекта "Кызыл-Курагино"

ОАО "Российские железные дороги" и владелец лицензии на разработку Элегеста - АО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) Руслана Байсарова - к 20 февраля проработают вопрос о дополнительной грузовой базе железной дороги Кызыл-Курагино к этому угольному месторождению. Соответствующие договоренности были достигнуты в ходе ряда совещаний, состоявшихся в конце 2019 и начале 2020 гг. Информация об этом содержится, в частности, в письме замглавы министерства экономического развития РФ Ильи Торосова в аппарат правительства от 20 января, сообщил источник "Интерфакса", знакомый с содержанием этого документа.

Как сообщалось ранее, ТЭПК является концессионером проекта по созданию железнодорожной ветки Кызыл-Курагино.

В соответствии с текущими договоренностями РЖД будут выступать генеральным подрядчиком строительства. Ожидаемый объем грузоперевозок с Элегеста - 15 млн тонн в год (хотя обсуждается и возможность увеличения пропускных мощностей до 27 млн тонн). Запасы месторождения составляют свыше 850 млн тонн коксующегося угля. ОПЕРАЦИЯ "АКТУАЛИЗАЦИЯ"

В своем письме, как сообщил собеседник агентства, чиновник Минэкономразвития сообщает о статусе комплексного инвестиционного проекта, который помимо прокладки ж/д линии предполагает создание угольного портового терминала на Дальнем Востоке и освоение минерально-сырьевой базы Тувы.

Совещания по этому вопросу с участием представителей ТЭПК, ВЭБа, РЖД и министерства финансов России Торосов провел 20 декабря и 13 января. На них, по словам собеседника агентства, также была достигнута договоренность о том, что до 31 декабря 2020 г. "Российские железные дороги" уточнят сметную стоимость железнодорожного проекта и представят актуализированную проектно-сметную документацию (ПСД).

Предполагается, что после этого до 31 мая 2021 г. будет получено заключения Главного управления государственной экспертизы и параллельно с проектированием будут внесены изменения в действующее концессионное соглашение. Кроме того, к 31 декабря 2020 г. "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" совместно с ВЭБом должны актуализировать финансовую модель всего комплексного инвестиционного проекта - для отражения фактически понесенных ТЭПК затрат, а также представить его актуализированную модель в РЖД и министерство экономического развития для окончательного закрепления структуры финансирования.

В течение 2020 г. также предполагается провести гидрогеологические исследования и получить заключения внешних консультантов (включая финансово-технический аудит, маркетинг, юридическую экспертизу, подготовку заключения по запасам угля). При этом к 1 февраля "Российские железные дороги" должны были проработать и предложить механизмы своего участия в финансировании строительства линии, "при которых минимизируются риски признания монополии контролирующим акционером".

Кроме того, совместно с ВЭБом и ТЭПК планировалось составление укрупненного плана-графика по реализации всего комплексного проекта для дальнейшей его детализации и подготовки к марту "дорожной карты". Представитель РЖД отметил, что компания "служебную переписку не комментирует. В письме Торосов отмечает, что существует риск изменений предварительно зафиксированной структуры финансирования, а также технических и стоимостных условий финансирования комплексного проекта по итогам экспертизы.

Одновременно затраты на финансово-технический аудит и исследования, по информации ВЭБа и "Тувинской энергетической промышленной корпорации", составят не менее 1 млрд руб. Учитывая, что собственные средства у ТЭПК отсутствуют, компании потребуется предоставить бридж-кредит на разработку и актуализацию проектно-сметной и исходно-разрешительной документации, а также экспертизы, необходимые для подтверждения технико-экономических параметров комплексного проекта. добавляет в письме чиновник.

Однако этот вопрос ВЭБ рассмотрит только при условии присвоения этому комплексному проекту статуса "имеющих общегосударственное значение для экономики РФ". Все эти вопросы предполагается обсудить на встрече после 1 февраля. ЦЕНА ВОПРОСА

В письме Торосов также напоминает, что по итогам совещаний 13 ноября и 10 декабря у министра финансов Антона Силуанова (тогда также занимал пост первого вице-премьера РФ) была предварительно зафиксирована следующая структура финансирования железнодорожного проекта.

Общая стоимость строительства 410-километровой линии оценивается в 163 млрд руб. 32 млрд руб. из этой суммы должны быть выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 50 млрд руб. - в виде капитального гранта, 15 млрд руб. ожидаются со стороны ВЭБа и коммерческих банков в качестве кредитов. Еще 66 млрд руб., как предполагается, выделят РЖД "без получения доходности и возвратности", говорится в письме Торосова.

Причем ранее источник "Интерфакса", знакомый с ходом рассмотрения вопроса, сообщал, что монополия готова рассмотреть возможность участия в строительстве железной дороги и его и финансирования в рамках своей инвестиционной программы, но "исключительно" при "перепроектировании и актуализации ПСД". По крайней мере, так позицию РЖД на совещании в Минэкономразвития обозначала ТЭПК, говорил собеседник агентства: стороны уже провели соответствующие обсуждения на корпоративном уровне. "Российские железные дороги" хотят подтверждения стоимости проекта и определения более точной суммы возможного участия, уточнял источник "Интерфакса".

По его словам, монополия заинтересована в доходности не менее 10% годовых при не более чем 20-летней возвратности вложений. КОМПЛЕКСНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Также, добавлял собеседник, для проекта необходимы налоговые льготы на 51 млрд руб. Помимо этого, в презентации Минэкономразвития отмечалось, что на линии Элегест-Курагино необходимо снизить ж/д тариф на 60% (до 790 руб. за тонну) и изменить структуру финансирования проекта для снижения долговой нагрузки.

Бюджетная эффективность оценивалась в 55 млрд руб. Возврат средств должен осуществляться за счет денежного потока горно-обогатительного комбината на Элегесте, который планируется создать в рамках комплексного проекта ТЭПК.

Помимо этого, в числе предпосылок реализации проекта назывались прогноз цены на коксующийся уголь после 2022 г. в $140-145 за тонну. На транспортные расходы ГОКа придется, по расчетам, 36%. Проектирование железной дороги предполагалось начать с 1 января 2020 г., решить вопрос о финансировании со стороны РЖД - к 1 апреля.

Изменение условий концессии, решение о капитальном гранте и о финансировании из ФНБ ожидались к 1 июля. Через год после этого планировалось начать само строительство. При этом к апрелю 2021 г. должно было быть организовано финансирование со стороны банков. В эксплуатацию объект предполагалось ввести к 2026 г. Государственные средства, отмечает источник "Интерфакса", потребуются и для других составляющих комплексного проекта, следует из письма Торосова.

В частности, проект по строительству горно-обогатительного комплекса, предварительно оцениваемый в 188 млрд руб., на 20% планируется профинансировать на средства ФНБ, на 70% - за счет кредитов ВЭБа и коммерческих банков, 10% предоставит инвестор (хотя допускаются и иные источники финансирования). В то же время, проект по строительству угольного терминала оценивается в 29 млрд руб. Привлечение 20% из этой суммы, как ожидается, обеспечит инвестор, а 80% - придется на кредиты ВЭБа и коммерческих банков.

Общая предварительная стоимость комплексного проекта, не подтвержденная заключениями внешних экспертов, составляет 380 млрд руб., заключил собеседник "Интерфакса".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.02.2020