27-10-11 / 2011
Новости отрасли
РЖД и стивидоров должны объединить государственные инвестиции

Резерв пропускных мощностей ОАО «РЖД» на подходах к портам практически полностью исчерпан. Для изменения ситуации потребуются государственные инвестиции.

"Если государство, являясь владельцем инфраструктуры, не находит средств для инвестирования в нее, ему следует создать другие источники, - отметил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин на конференции "Взаимодействие ОАО "РЖД" с морскими портами и владельцами путей необщего пользования".

- Мы предложили новый финансовый инструмент - инфраструктурные облигации.

Деньги от их выпуска должны идти на развитие железнодорожной инфраструктуры. Это должны быть государственные деньги, потому что никакая коммерческая компания не сможет окупить инвестиции в инфраструктуру". У ОАО "РЖД" в полном объеме отсутствуют источники финансирования проектов развития транспортной инфраструктуры. В настоящее время инвестиционные средства компании в первую очередь направляются на обновление физически и морально устаревших основных фондов в целях обеспечения безопасности перевозочного процесса. По словам главы компании, существующие параметры инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" не позволяют обеспечить развитие пропускной способности сети в соответствии с прогнозируемыми на перспективу объемами перевозок. Компания сможет направить на развитие железнодорожной инфраструктуры до 2015 года средства в размере не более 200 млрд руб. Потребность в инвестициях на развитие инфраструктуры в соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта до 2015 года составляет более 600 млрд руб. Данная диспропорция между возможностями и потребностями в инвестициях приведет, по предварительной оценке, к недоосвоению в 2015 году объемов перевозок в размере, превышающем 230 млн тонн, или более 70% от прогнозируемого прироста производства.

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов в ходе конференции заявил, что актуальным вопросом развития транспортной системы является инвестирование средств в развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам. Исходя из принятой перспективной грузовой базы наибольший прирост объемов перевозок грузов с участием железнодорожного транспорта прогнозируется в морских торговых портах Усть-Луга, Мурманск, Высоцк, Приморск - на Северо-Западе страны, Тамань, Новороссийск - в Южном регионе, Ванино, Советская Гавань, Восточный, Посьет - на Дальнем Востоке. Заместитель министра транспорта России Виктор Олерский отметил, что проблему предстоит решать комплексно.

"Следует принять меры по координации работы ОАО "РЖД", операторов, экспедиторов, стивидоров, портовиков и грузовладельцев, - сказал он. - Требуется с учетом климатических условий, в которых работают российские порты, обеспечить ритмичную подводку под погрузку и выгрузку флота. Необходимо решить проблему недостаточной развитости припортовой железнодорожной инфраструктуры.

Количество заявляемого к перевозке к портам груза значительно превышает их перевалочные возможности".

Президент Гильдии экспедиторов России Семен Резер считает, что основными недостатками взаимодействия железной дороги и стивидоров являются несоответствие технических мощностей портов выросшим объемам внешнеторговых грузов, недостаток складских помещений. Это приводит к использованию вагонов в порту как "склада на колесах". Сказывается несогласованный подвод грузов из-за отсутствия взаимодействия в схеме грузоотправитель - перевозчик - грузополучатель, большая зависимость от погодных условий, сквозных логистических технологий.

"Путями решения являются согласование планов подвода судов и вагонов с грузами, информационное обеспечение диспетчерских центров портов и железных дорог, контроль провода судов и вагонов, корректировка планов работы портов и железных дорог и контроль соблюдения согласованной технологии работы", -подчеркнул он. По словам руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России Геннадия Петракова, будущее российской логистики немыслимо без создания и развития компаний - ЭРЬ-провайдеров, повседневная деятельность которых невозможна без развитой системы контейнерных и мультимодальных перевозок. Потребность контейнерных перевозок в России к 2015 году будет составлять 12-15 млн. TEU в год. Начальник Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Павел Иванов в ходе конференции добавил, что важнейшим направлением остается интеграция работы холдинга с морскими портами в рамках международных транспортных коридоров. "Следует отметить и возникающие в этой сфере проблемы. Прежде всего, это неравномерная загрузка и нерациональное распределение грузопотоков между морскими портами, отсутствие в большинстве морских портов средств для выгрузки вагонов с углем в зимнее время года, недостаточность применяемых рядом портов мер по профилактике смерзываемости грузов и, наконец, несоответствие уровня технического развития портовых мощностей возрастающим объемам внешнеторговых перевозок".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.10.11Лицом к порту