14-05-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД и РФФИ работают над технологией магнитолевитационных перевозок контейнеров

ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) работают над технологией магнитолевитационных перевозок, которую в дальнейшем можно будет использовать для транспортировки контейнеров со скоростью 300-500 км/ч.

Как сообщил журналистам в среду бывший министр путей сообщения РФ Анатолий Зайцев, ныне руководящий научно-образовательным центром инновационных технологий на транспорте Петербургского государственного университета путей сообщения, в качестве перспективных направлений для своей разработки ее создатели видят участок между Санкт-Петербургом и Москвой. По нему можно перевозить контейнеры в центральные районы РФ из петербургских портов, в том числе из Усть-Луги и Бронки. Кроме того, перспективным считается направление от дальневосточных портов в центральную часть РФ - на нем технология может позволить доставлять контейнеры к западным границам страны за двое суток.

К настоящему времени инициаторы проекта совместно с руководством ООО "Феникс" (инвестор строительства порта "Бронка") обратились к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко за содействием в выделении участка земли протяженностью 72 км от порта до железнодорожной станции Владимирская. На нем планируется построить опытный участок магнитолевитационного пути для практической отработки технологии. А.Зайцев отметил, что на участке предполагается организовать коммерческую транспортировку контейнеров из Бронки с последующей перегрузкой в обычные вагоны. По его словам, инициаторы проекта надеются получить согласование на строительство в течение 2015 г., чтобы начать его в 2016 г. Полученный опыт планируется использовать при проектировании и строительстве участка магнитолевитационного пути Усть-Луга (Ленинградская обл.) - Белый Раст (Подмосковье).

Кроме того, разработчики предложили Смольному рассмотреть вопрос проектирования и строительстве пассажирских магнитолевитационных линий от Дворца конгрессов в Стрельне до станции метро "Обухово" и от комплекса "Балтийская жемчужина" до станции метро "Кировский завод" (MOEX: KIRZ). Стоимость километра пути, по словам А.Зайцева, в этом случае не превысит ценовых параметров легкорельсового трамвая. Согласно приведенным расчетам, строительство магнитолевитационного пути российской разработки обойдется в $20-25 млн за километр. Это ниже стоимости работ на трассе железнодорожной высокоскоростной магистрали, которую РЖД предполагают проложить между Москвой и Казанью. Строительство пути предполагается вести за счет установки свайных конструкций, изготовленных в заводских условиях.

За последние два года, по словам А.Зайцева, РЖД и РФФИ вложили в разработку магнитолевитационной транспортной платформы 8 млн руб. Средства были потрачены на финансирование научной группы, проводившей патентный поиск, а также разрабатывавшей четыре проекта левитационных конструкций и проект двигателя для них. Итогом работы стал комплекс рекомендаций для перспективного конструирования магнитолевитационного подвижного состава и изготовление платформы грузоподъемностью 40 тонн. Разработчикам удалось достичь левитационного зазора в своей платформе в 25 мм, что в три раза больше, чем у зарубежных образцов, что позволяет сэкономить при строительстве путей, также отметил А.Зайцев.

Ноу-хау конструкции - отвечающая за левитацию система из постоянных магнитов с ориентацией магнитных полюсов, минимизирующая рассеяние магнитного поля за пределами рабочего зазора и повышающая КПД платформы. Питание на приводные двигатели, расположенные под поездом в основании пути на всем его протяжении, подается только на тот участок, где следует состав. В отличие от зарубежных аналогов (Япония, Южная Корея, Китай), российские разработчики на первом этапе развития своего проекта делают ставку не на пассажирские, а именно на грузовые перевозки.

А.Зайцев отметил, что магнитолевитационные проекты курирует старший вице-президент РЖД по инновационному развитию Валентин Гапанович. При этом, правда, в стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. такая технология упомянута лишь как направление поисковых работ. "Планы по километрам левитационных путей (к определенным периодам - ИФ) в стратегии не расписаны. Наша задача - убедить РЖД, чтобы расписали", - сказал А.Зайцев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс14.05.2015