05-10-23 / 2023
Новости отрасли
РЖД и грузовладельцы: разный взгляд на строительные грузы

Почти 101 млн тонн, что на 0,2% больше, чем годом ранее, погрузили на железнодорожную сеть в сентябре, информацию предоставляет пресс-служба железнодорожного монополиста. За сентябрь отгружено 2,3 млн тонн цемента, что на 9,5% меньше, чем в сентябре 2022 года, об этом сообщают аналитики CMPRO. Отгрузка цемента на железнодорожную сеть и в третью декаду сентября продолжила отрицательную динамику и упала почти на 11%. Грузовладелец с ограничениями в правах и возможностях Доля железнодорожных поставок цемента на российский рынок в общем объеме потребления цемента за первые семь месяцев составила 40,5%, данные публикует CMPRO. В третьей декаде сентября 2023 года отгрузка цемента на железнодорожную сеть сохранила отрицательную динамику и снизилась на 10,9% к соответствующему периоду прошлого года. В целом за сентябрь отгружено 2,3 млн тонн, что на 9,5% меньше, чем в сентябре 2022 года. Данные аналитиков подтверждает "Союзцемент", который объединяет более 50 цементных заводов ЕАЭС: только в июле перевозки цемента по железнодорожной сети сократился на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, и составили 2,85 млн тонн. Между тем потребление стройматериала в июле 2023 года выросло до 7,4 млн тонн (+7,3% год к году), производство – до 7,2 млн тонн (+5,9%). Компания АО "ЦЕМРОС", вопреки общей статистике, нарастила погрузку на железнодорожную сеть на 6%, до почти 7 млн тонн, об этом говорит директор по закупкам и логистике Денис Назаров. Но грузовладелец столкнулся на этом пути с увеличением оборота вагона, в 2023 году рост оборота вагона составил 9%, до 26,3 вагонов в сутки, для сравнения, годом ранее показатель составлял 24,1 вагон/сутки. "Мы фиксируем серьезное увеличение оборота вагона – в 2023 г. рост оборота вагона составил 9%, увеличившись на, в среднем на 2 суток", – говорит Денис Назаров, директор по закупкам и логистике. Рост оборота вагонов происходит на фоне снижения среднего плеча перевозки на 5%, до 768 км. Кроме того грузовладелец сократил сроки нахождения вагонов под погрузкой и выгрузкой на 16% и 14% соответственно. Произошло это за счет улучшения технологической дисциплины у грузоотправителей и грузополучателей, и улучшения планирования из-за введения учетных карточек по наличию вагонов между грузоотправителями и операторами, подчеркивает Д. Назаров. Рост оборота вагонов эксперт связывает, в том числе и инфраструктурными ограничениями на сети магистрального железнодорожного транспорта, впрочем, они сохранились с прошлого года, как и дефицит локомотивной тяги и локомотивных бригад. РЖД зовет на сеть строительные грузы РЖД видят потенциал увеличения перевозок строительных грузов и цемента, об этом сообщает пресс-служба железнодорожного монополиста. Сообщается, развитие строительной отрасли, реализация масштабных инфраструктурных проектов по всей стране сопровождается ростом погрузки строительных грузов во внутрироссийском сообщении. Монополист утверждает, что перевозки строительных грузов и цемента во внутрироссийском сообщении осуществляются в приоритетном порядке. РЖД согласовывают все заявки в полном объеме. Около половины от общего объема перевозок цемента приходится на холдинги "ЦЕМРОС" и "Сибирский цемент". За июль они увеличили погрузку на 3,8% и 10,8% соответственно. "Однако грузоотправители не в полной мере используют имеющиеся возможности по перевозке. Например, на прошедший июль РЖД согласовали погрузку 2,82 млн тонн цемента, но фактически предъявлено оказалось только 2,65 млн тонн", – передает пресс-служба железнодорожной компании. Причин снижения погрузки железнодорожный монополист не понимает. Сообщается, что парк специализированных вагонов – в достаточном количестве. Более того, хопперов-цеменотовозов на сети РЖД оценивается в размере 1,8 тыс. вагонов. То есть они в профиците. Без грузовых операций, то есть невостребованные, простаивающие более двух суток – свыше 2,5 тыс. "РЖД предпринимают дополнительные меры по обеспечению вывоза цементной продукции отечественных предприятий. Совместно с грузоотправителями прорабатываются варианты ускорения продвижения отдельных партий грузов, в том числе за счет организации доставки по технологии "Грузовой экспресс", а также более оперативная подача под погрузку порожних вагонов", – продолжает пресс-служба. Грузовой экспресс и все-все-все РЖД предлагает грузоотправителям целый ряд логистических решений, направленных на улучшение качества и скорости доставки вагонов. "Грузовой экспресс" в их числе. А есть еще "Движение по расписанию" и "Диспетчерское сопровождение". ЦЕМРОС апробировала все технологии. Например, в конце 2022 года внедрили Технологию по формированию станционных маршрутов с порожними хоппер-цементовозами на путях общего пользования станций, находящихся на Юго-Восточной и Московской железных дорог, рассказывает Назаров. Технология сократила за первые полгода время в пути порожнего рейса вагонов по предприятиям ЗАО "Осколцемент" с 5,3 сут. до 3,7, и АО "Мальцовский портландцемент" с 5,1 сут. до 3,3 сут. "Главное: так как Технология не предусматривает жесткое закрепления локомотивной тяги к уже сформированным маршрутам, она эффективна только "при наличии достаточного объема суточного вагонопотока (не реже 1 маршрута в 2 дня) и при наличии у перевозчика ресурсов по обработке вагонопотока в регионе (опорной станции)", – продолжает Денис Назаров. Внедрение "Грузового экспресса" "Движения по расписанию" тоже не дало ожидаемого эффекта, Назаров это связывает с неблагоприятной эксплуатационной обстановкой на сети ОАО "РЖД". "Перевозчик не несет финансовой ответственности в случаях несоблюдения условий договора. Мы считаем, что для эффективной работы этих сервисов обоюдная и соразмерная финансовая ответственность сторон, в том числе перевозчика, а также жесткое закрепление локомотивной тяги", – заключает Денис Назаров. Сервис по ускоренной доставке грузов за счет применения технологии "Грузового экспресса" заведомо несостоятелен, говорит Денис Семенкин, заместитель председателя А ОЖдПС. "Во-первых, средняя скорость доставки груза на автомобильном транспорте сегодня 40 км/час на расстояниях перевозки в диапазоне от 500 до 3 тыс. км. Вероятность повторения таких скоростей на железнодорожном транспорте крайне мала. Сервис "Грузового экспресса" предлагает скорость 23 км в час. Во-вторых, "Грузовой экспресс" приводит к удорожанию перевозки. В-третьих, "Грузовой экспресс" нацелен на сокращение времени доставки, а не на доставку груза в определенное время", – резюмирует он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер06.10.2023