25-08-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД готовы к дополнительным затратам на экологию с их компенсацией дешевым "зеленым" финансированием

ОАО "Российские железные дороги", активно раскручивающее механизм "зеленого финансирования" для удешевления заимствований, подписало с министерством природных ресурсов и экологии РФ соглашение о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды, в том числе особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно сообщению РЖД, документ предполагает экологический мониторинг на инфраструктуре железнодорожного транспорта, развитие экологического туризма и просвещения.

По итогам подписания договора генеральный директор РЖД Олег Белозеров заявил журналистам, что соглашение выходит за рамки обязательных природоохранных требований. "Что требуется по законодательству, мы точно выполним. А вот вопрос, как сделать лучше... Есть пилотные проекты у Минприроды - очень интересные наработки. И мы должны иметь документ, по которому могли бы совместно это реализовывать, проводить анализ, насколько это интересно", - сказал он.

"Мы подписали сейчас рамочное соглашение, у нас (функционирует - ИФ) рабочая группа по наполнению. Направлений очень много", - в свою очередь сообщил глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Инициатором соглашения были РЖД, заявил министр, хотя и дал понять, что у стороны были соответствующие обоюдные интересы.

"Это соглашение - за периметром национальных проектов. Олег Валентинович понимает, что надо синхронизировать свою экологическую программу - он уверен, что она достаточная, и все требования учтены - но наши заместители пообщались и понимают, что, в принципе, ее можно расширить. И речь идет о расширении, поэтому мы и хотим сделать красивый продукт", - добавил он.

"Если в рамках экологической экспертизы и уже принятых решений у нас есть компенсационные мероприятия, то мы всегда стараемся прийти с бОльшим объемом компенсаций. Мы считаем, что за этим будущее. В прошлом году мы выпустили "зеленые" облигации, (суммы - ИФ) которые платим за привлеченные средства, это, в том числе, и экономический результат за достижение хороших результатов по экологии", - заявил Белозеров.

Сейчас у компании - два выпуска "зеленых" еврооблигаций - в евро и в швейцарских франках. В 2019 г. монополия разместила 8-летние бонды на 500 млн евро, в 2020 г. - 6-летние на 250 млн швейцарских франках. Текущие ставки по ним - 2,2% и 0,84% годовых соответственно. "Заимствования под обычные проекты гораздо дороже. Мы считаем, что это абсолютно правильный современный баланс: вкладывай больше - сохраняй экологию - получишь лучший, в том числе и экономический эффект", - сказал во вторник топ-менеджер.

"Все, что положено по строительным и экологическим нормам будет выполнено в рамках действующих проектов. А вот вопрос - что мы сделаем сверх того, - это будут дополнительные затраты. Но затраты вернутся к нам, мы считаем, более дешевым привлечением средств", - подчеркнул он.

"И финансовое состояние экономики, и понимание того, что это нужно сделать максимально открыто, где-то в какой-то степени, может быть, международные экологические требования, подстегивают компанию, стимулируют получение дешевых кредитов", - отметил Кобылкин.

"Экология стала экономикой, и РЖД - это первая компания, которая делает такой шаг. Мы с 2018 г. подписываем соглашения с различными предприятиями-загрязнителями, в том числе которые попали в национальный проект "Экология". Но это "точечные" вещи, связанные с уменьшением того или иного выброса. И история с РЖД - это комплексная программа. Этим не занимался еще никто", - заявил чиновник.

Говорить о сумме удорожания проектов от дополнительных экологических обязательств Белозеров не стал. "У нас есть конкретный план, но его в цифрах нужно будет обсчитать. В год мы вкладываем в экологические программы порядка 4 млрд руб.", - сказал он.

Замглавы монополии Сергей Кобзев заявил журналистам, что речь идет о 5 млрд руб. в год.

Ранее источник "Интерфакса" в одном из ведомств сообщал, что в середине июля Белозеров направил письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с пакетом мер по стимулированию рынка ответственного инвестирования (ESG). Глава компании отмечал, что соответствующее инструменты, активно развивающиеся в мире, в России пока мало используются: проблема в недостаточно проработанной регуляторике, сложном механизме получения субсидий, отсутствии явных преимуществ для заемщиков и инвесторов.

Белозеров предложил упростить действующие механизмы субсидирования, ввести налоговые льготы для эмитентов и инвесторов (в том числе для инвесторов-нерезидентов в части процентного дохода по ESG-облигациям), принять пониженный коэффициент нагрузки на капитал банков при финансировании инструментов ответственного инвестирования, а также расширить мандат по инвестированию средств негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Кроме того, в числе инициатив - льготные условия или частичная поддержка размещения ESG-инструментов за счет средств специальных государственных фондов и "якорных" инвесторов. Мишустин тогда поручил проработать идеи "Российских железных дорог" своему первому заму Андрею Белоусову и главе Минфина Антону Силуанову, говорил собеседник агентства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс25.08.2020