14-06-13 / 2013
Новости отрасли
РЖД делают ставку на инновационный прорыв и сотрудничество с мировыми производителями

Десять лет назад, когда создавалась компания "РЖД", транспортное машиностроение находилось в глубоком кризисе, в который оно погрузилось сначала 90-х годов. Между тем средний износ тягового подвижного состава в то время достигал по отдельным его видам 80%. Вдобавок ощущался острый дефицит локомотивов. Не хватало примерно 20% необходимого количества на выполняемый объем перевозок. что было делать?

ОАО "РЖД" инициировало разработку и принятие государственной программы развития транспортного машиностроения, в том числе и локомотивостроения. Компания дала заказ многим предприятиям, поставив условие: производить подвижной состав нового поколения, экономичный, эффективный и безопасный.

И это буквально вдохнуло новую жизнь в транспортное машиностроение. Бизнес почувствовал, что оно может приносить хорошую прибыль и вложил миллионы долларов в модернизацию старых и создание новых производств.

- Темпы роста производства в железнодорожном машиностроении существенно превышают темпы роста в промышленности в целом, - отмечал президент компании Владимир Якунин. - Но даже такие темпы нас не могут устраивать, поскольку не компенсируют многолетней паузы в закупках подвижного состава. Более того, мы считаем, что просто обновлять парк подвижного состава - стратегически неверно. Необходимо выходить на новый качественный уровень техники, опираясь при этом на отечественное производство.

Ставка была сделана на инновационный прорыв, на трансфер передовых технологий из-за рубежа и сотрудничество с ведущими мировыми производителями. И это дало эффект. В результате появился двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20 с асинхронными тяговыми двигателями, способный развивать скорость до 200 км/ч. Он построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе, входящем в ЗАО "Трансмашхолдинг", совместно с французской компанией "Альстом". По своим характеристикам ЭП20 нет равных в странах СНГ. А на проходившем недавно в Сочи международном бизнес-форуме "Стратегическое партнерство 1520" ОАО "РЖД", "Трансмашхолдинг" и компания "Альстом" подписали соглашение о разработке магистрального грузового электровоза двойного питания 2ЭС20.

На рельсы уже вышел мощный грузовой электровоз 2ЭС10 "Гранит", созданный компанией "Уральские локомотивы" совместно с немецким концерном "Сименс". Он тоже не имеет аналогов на "пространстве 1520". В этом локомотиве использовано 60% новых инженерных решений, которые ранее у нас не применялись. Нашим дорогам он очень нужен, поскольку может водить тяжеловесные поезда по участкам со сложным профилем пути без толкачей.

Стоит упомянуть и еще об одном успешном проекте: по инициативе РЖД построен первый в мире газотурбовоз ГТ1-001, работающий на сжиженном природном газе. Запасов последнего в России много. Хотя новый локомотив стоит дороже тепловоза, его жизненный цикл обходится дешевле, поэтому инвестиции окупятся менее чем за десять лет. В 2009 году газотурбовоз установил рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: он провел состав весом в 15 тыс. тонн!

Помимо этого, компания стала инициатором создания технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт", которая вошла в перечень, утвержденный Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. Успешно реализован уже целый ряд проектов. Между Россией и Финляндией курсирует комфортабельной экспресс "Аллегро", построенный французской компанией "Альстом".

Сократил расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом высокоскоростной поезд "Сапсан", совместное детище специалистов ОАО "РЖД" и немецкого концерна "Сименс".

Появилась в России и "Ласточка", которая создана "Сименсом" по заказу РЖД для пригородных и региональных перевозок. Это энергоэффективный и комфортабельный электропоезд. Не случайно он выбран для обслуживания участников и гостей Олимпиады в Сочи-2014. Важно и то, что "Ласточка" будет производиться в России. К 2017 году уровень локализации составит около 80%. А это значит, что заказы, работы получат десятки, а то и сотни российских предприятий.

Так что "Ласточка" еще сделает "погоду" в нашем транспортном машиностроении.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.06.13Ставка на прорыв