03-07-14 / 2014
Новости отрасли
РЖД будет требовать защиты прав миноритариев НМТП при разделе бизнеса стивидора

ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД), контролирующее 5,3% ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (MOEX: NMTP) (НМТП), будет требовать защиты прав миноритариев в ходе раздела бизнеса НМТП между двумя мажоритарными акционерами - "Суммой" и "Транснефтью".

"Конечно, огромное значение имеет, какая схема будет принята (раздела бизнеса НМТП - ИФ), потому что, кроме всего прочего, есть права миноритариев. И в данном случае мы будем требовать, чтобы эти права были защищены", - заявил президент РЖД Владимир Якунин в Суздале журналистам.

Сегодня основными акционерами НМТП помимо государства (владеет 20%) являются группа "Сумма" и "Транснефть" (MOEX: TRNF). Эти две компании через Novoport Holding (СП на паритетных началах) владеют 50,1% НМТП. Отдельно "Транснефти" через "дочку" принадлежит еще 10,5%, а "Сумме" также отдельно - 2,75% НМТП. Таким образом "Транснефть" контролирует в общей сложности 35% НМТП, "Сумма" - 27,75%.

В конце прошлого года после корпоративного конфликта эти два акционера решили разделить бизнес. Изначально речь шла только о разделе сфер влияния внутри НМТП - "Сумме" переходит контроль над "сухими" терминалами, "Транснефти" - над наливными. Однако затем появилась информация о разделе НМТП, и президент "Транснефти" Николай Токарев подтверждал ее.

По словам источников "Интерфакса", акционерами рассматривалась как основная следующая схема: "Транснефть" продает свои 35% "Сумме" (стоимость сделки может составить $1 млрд), затем "Транснефть" выкупит у НМТП дочерние компании в Новороссийске и Приморске, связанные с перевалкой наливных грузов, а также нефтяной терминал "Шесхарис", который в настоящее время находится на балансе порта.

Однако эту сделку должно одобрить правительство РФ. Источник "Интерфакса" заявлял, что такое решение было принято во вторник 30 июня, такая же информация у агентства Bloomberg, также со ссылкой на источники. Официального подтверждения нет. Не известно также, по какой все-таки схеме будет проводится раздел НМТП и изменятся ли в связи с этим планы правительства по продаже госпакета НМТП (продажа запланирована на текущий год).

В.Якунин также заявил, что не знает деталей схемы раздела. Но отметил, что в случае, если будет сделана оферта, то РЖД рассмотрят эту возможность. "Если будет выставлено - будем рассматривать" - сказал он.

Ранее он также заявлял, что структуры РЖД могли бы выйти из капитала НМТП - но если цена будет выше цены покупки. В случае, если пакет все-таки останется в НМТП, то РЖД было бы комфортнее работать с "Транснефтью", потому что нефтеналивные грузы "наиболее дорогие". "С точки зрения сотрудничества, с Токаревым, например, было бы реалистично", - сказал президент РЖД.

Акции НМТП котируются на московской и лондонской биржах. Free float компании на конец 2013 года составлял 5,6%.

Группа НМТП объединяет следующие компании: ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП, головная компания), ООО "Приморский торговый порт" (ПТП), ОАО "Новороссийский зерновой терминал" (НЗТ), ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" (MOEX: NSRZ) (НСРЗ), ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт" (MOEX: NOLE) (НЛЭ), ОАО "ИПП", ООО "Балтийская стивидорная компания" (БСК) и ЗАО "СФП".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.07.2014