28-05-14 / 2014
Новости отрасли
"РЖД будет ликвидировать убытки за счет автолюбителей"

Внешэкономбанк в следующем году выкупит облигации РЖД на сумму в 50 млрд руб. Полученные средства в компании потратят на закупку локомотивов и реконструкцию железнодорожных путей, а не на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, как планировалось ранее. О том, как изменилось финансовое положение госмонополии за этот год, рассуждает политолог Алексей Мухин.

Прошедший недавно Петербургский экономический форум должен был ответить на вопрос, как себя чувствуют российские компании и насколько хороши перспективы их развития. Речь, конечно, идет о системообразующих грандах. Справедливости ради отметим, что руководство, например, РЖД старалось как могло. Его представители заявили об отсутствии необходимости в привлечении иностранных кредитов во второй половине 2014 года.

Напомним, что в апреле Standard & Poor's снизил долгосрочный кредитный рейтинг пяти российских компаний, в том числе и РЖД. Правда, на решение об отказе от иностранных займов, скорее всего, повлияло не столько понижение рейтинга, сколько то, что недовольство безудержным ростом внешних заимствований прозвучало на самом высоком уровне.

Непростое финансовое положение транспортной монополии не секрет: руководство РЖД уже озвучило цифры ожидаемых убытков, которые по итогам первого квартала могут составить 16 млрд, а по итогам года вообще 25 млрд руб. Помимо сожаления по этому поводу, которое Владимир Якунин не смог скрыть на форуме, есть и другие побочные эффекты.

Например, решение выйти из убытков за счет своих крупных клиентов, повысив тарифы на железнодорожную перевозку тех же нефтепродуктов, которое только на первый взгляд выглядит логичным. По мнению руководства компании, повышение тарифов лишь на 6% должно ей принести 12 млрд рублей в год. Однако это приведет и к повышению цен на бензин.

Дотошные эксперты подсчитали, что рост ж/д тарифов на эти 6% может увеличить стоимость бензина в среднем на 20 копеек за литр. А нефтяники указывают на то, что объем ж/д транспортировки и так регулярно падает (так что они даже вынуждены использовать альтернативные способы – например, автотранспорт в виде бензовозов на короткие дистанции).

В результате повышение расценок в пользу РЖД может не только не принести результата, но и еще более сократить объемы перевозок по железнодорожным путям. А публичный отказ руководства РЖД от планов заимствования на следующий год (правительство РФ еще-де не сформулировало свой прогноз) наталкивает на догадки относительно того, что выходить из кризисной ситуации, то есть ликвидировать убытки, компания может и будет, но, в основном, за счет так сказать внутренних источников: читай, повышения тарифов. То есть, в конечном счете, за счет автолюбителей и автомобильных перевозчиков, сталкивающихся с вероятным повышением цен на топливо.

В этой ситуации правительству нужно будет пройти по лезвию ножа: разобрать конфликт нефтекомпаний и РЖД и не дать переложить затраты на перевозку в цену на бензин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
КоммерсантъFM28.05.2014