10-02-12 / 2012
Новости отрасли
Рынок железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов в 2011 году оставался относительно стабильным

Основные тенденции все те же: снижение экспорта сырой нефти, рост поставок на российские НПЗ и профицит цистерн

В прошлом году Россия вновь вырвалась в мировые лидеры по нефтедобыче: ее объем вырос на 1,2%, до 511,3 млн т (включая газовый конденсат), что является рекордом в новейшей истории страны. Такого показателя удалось добиться главным образом благодаря вводу новых месторождений в Западной Сибири.

Первичная переработка сырья на НПЗ России, как свидетельствует статистика Министерства энергетики РФ, также увеличилась - на 5,7 млн т, составив 254,2 млн т. Однако на результаты перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом этот рост никак не повлиял.

По итогам 2011-го погрузка нефтеналива на сети РЖД сократилась на 1,1%, до 249,9 млн т (в 2010 г. было перевезено 252,7 млн т). На динамике перевозок сказалось прежде всего переключение?транспортировки сырья "Роснефти" с железной дороги на нефтепровод Сковородино - Дацин. В итоге уже к апрелю результаты нефтегрузов просели.

К концу года потери удалось частично компенсировать за счет мазута.

Напомним, в начале 2011-го аналитики предсказывали рост экспорта нефтепродуктов по железной дороге именно за счет мазута. Однако государство взяло курс на реализацию продукции НПЗ на внутреннем рынке. Согласно новой системе расчета пошлин на экспорт "60/66", отправлять продукты переработки за границу стало дороже, и компании начали активнее реализовывать их в пределах страны. На железнодорожных перевозках это сказалось следующим образом. По данным ЦФТО, экспортные отправки нефтеналива в 2011-м уменьшились на 5,8% по сравнению с предыдущим годом - до 123,6 млн т, тогда как внутренние перевозки увеличились на 4% и составили 126,3 млн т. Аналогичная ситуация, по мнению экспертов, будет наблюдаться и на протяжении текущего года. В частности, согласно информации Минэнерго, уже за первые две недели 2012-го отгрузка нефтепродуктов на внутренний рынок превысила показатели годичной давности.

Между тем на отдельных дорогах в 2011-м был зафиксирован рост погрузки нефтеналивных грузов. Например, на Свердловской магистрали было погружено на 29 млн т больше, чем годом ранее (рост составил 7,1%). Таких результатов удалось добиться благодаря увеличению производства на предприятиях Тюменской области.

Еще одним из характерных признаков рынка нефтеперевозок в минувшем году являлся профицит цистерн. Однако, по мнению экспертов, ситуация не была критичной. При этом самым важным событием признается продажа контрольного пакета акций ОАО "ПГК", имеющего на сегодняшний день самый большой в стране парк цистерн. Как считают участники рынка, это приведет к ужесточению конкуренции в сегменте перевозок нефтеналива. Управляющий директор ООО "Транс Синергия" Сергей Поликарпов еще одним значимым событием считает запуск завода "Танеко", что позволило привлечь больше 4 тыс. цистерн. Кроме всего прочего, эксперты отметили и беспрецедентный рост стоимости нового подвижного состава в 2011-м. Что касается прогнозов на текущий год, то они не ожидают каких-либо перемен в лучшую сторону. Так, председатель совета директоров ОАО "Совфрахт" Александр Иванов считает, что объемы железнодорожных перевозок нефтеналива продолжат сокращаться в связи с увеличением транспортировки по трубопроводу, в результате чего начнется высвобождение парка. Специалисты Brunswick Rail прогнозируют снижение доли транспортировки сырой нефти по железной дороге ровно вполовину (с 10 до 5%), нефтепродуктов - примерно на 20% (с 70 до 50-55%).

А С. Поликарпов отмечает введение в эксплуатацию второй очереди ВСТО, после чего, по его мнению, стоит ожидать серьезного обострения конкуренции на рынке нефтеперевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер.ru09.02.12Нефть: в ожидании обострения ситуации