22-02-11 / 2011
Новости отрасли
Рынок транспортных и логистических услуг: итоги 2010 года, прогнозы на 2011 год

Грузооборот рынка транспортных услуг в 2010 году, по данным Росстата, составил более 4 млрд т-км, это на 6% превосходит показатели 2009 года. Наибольший рост продемонстрировал авиационный транспорт (+32% к показателям 2009 года), наименьший - морской транспорт (всего лишь +2%). Эксперты полагают, что в 2011 году тенденция восстановления рынка усилится и составит порядка 10%.

Кроме того, растущий рынок транспорта и логистики подстегнет инвесторов, уверены аналитики, в результате чего транспортный сектор станет одним из лидеров по сделкам M&A.

Вагонов не хватает

По традиции наибольший грузооборот у железнодорожного транспорта, в прошлом году он составил более 2 млрд. т-км (данные Росстата). По данным РЖД, наибольший рост в 2010 году пришелся на перевозки кокса (+19% к 2009 году), черных металлов (+13%) и удобрений (+18%). Объем же перевозок зерна, наоборот, сократился на 7,9%. Это, в свою очередь, связано с введенным в 2010 году правительством эмбарго на экспорт зерновых.

Участники рынка говорят о его уверенном восстановлении. Крупнейшие игроки рынка железнодорожных перевозок ожидают ощутимого роста и в 2011 году. В прошлом году крупнейшие железнодорожные перевозчики увеличили объемы погрузки.

Так, Первая грузовая компания (ПГК), "дочка" ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), увеличила перевозки в 1,3 раза по сравнению с 2009 годом - с 231,8 млн. до 303 млн. т., а к 2012 году может их и вовсе удвоить. Другая "дочка" РЖД, "Трансконтейнер", перевезла в прошлом году на 10% грузов больше, чем в 2009-м.

На фоне роста железнодорожных грузоперевозок обострилась проблема дефицита подвижного состава. По оценкам экспертов, к 2015 году обеспеченность отрасли подвижным составом снизится до 74%. Если еще год назад железнодорожные перевозчики не знали, куда девать простаивающие вагоны, то сейчас уже почти все игроки заявили о необходимости увеличения подвижного состава.

Так, РЖД в лице своих "дочек" ПГК и "Трансконтейнера" приобрели в 2010 году 33 тыс. вагонов на сумму около 50 млрд. руб. Парк крупнейшей частной транспортной компании Globaltrans пополнился на 6,5 тыс. полувагонов.

Чтобы решить проблему дефицита вагонов, РЖД предложили всем грузоотправителям и операторам подвижного состава новую схему взаимодействия.

Монополия предлагает отдать ей в аренду весь парк вагонов. При этом РЖД будут осуществлять перевозки по заявкам грузоотправителей, используя арендованный парк вагонов частных собственников. Договоры на перевозки с владельцами грузов будет заключать входящий в РЖД Центр фирменного транспортного обслуживания, который заключит агентские договоры с операторскими компаниями.

Как поясняют в монополии, снижение нагрузки на инфраструктуру должно привести к снижению цен.

Правда, пока эта схема работы на рынке не запущена и непонятно, согласятся ли частные операторы отдать свои вагоны в аренду РЖД.

По мнению Владимира Добровольского, директора по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании, докризисный уровень внутренних перевозок будет достигнут к 2015 году, а рост объемов доставки грузов в порты в 2015 году в полтора-два раза превысит уровень 2008 года. В оптимистическом сценарии это произойдет уже в 2013 году.

Портовое строительство

Грузооборот морских портов России за 2010 год вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9% и составил 525,85 млн. т. (данные Ассоциации морских торговых портов). Объем перевалки сухих грузов составил 211,5 млн. т. (+6,6% к показателям 2009 года). Среди них наибольшую динамику показала погрузка сахара, которая достигла 2,2 млн. т. (+41,5% к показателям 2009 года), контейнерных грузов, выросшая до 33 млн. т (+30,1%), минеральных удобрений, которая достигла 12,74 млн. т. (+23,9%). По словам Никиты Мишина, председателя совета директоров Global Ports группы Globaltrans, контейнерные терминалы группы практически восстановили докризисный грузооборот и в 2011 году в соответствии с тенденциями российского контейнерного рынка рост продолжится. "Мы ожидаем более интенсивного возвращения объемов грузооборота", - говорит г-н Мишин. Отметим, что объем перевалки наливных грузов вырос всего на 5,5%, составив 314,35 млн. т.

В ожидании роста перевалки грузов российские стивидорные компании занялись расширением портовых мощностей. Крупнейшая стивидорная компания России - Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Компания намерена к 2012 году завершить строительство терминала по перевалке мазута мощностью 4 млн. т. в год для Балтийской стивидорной компании (входит в НМТП), а также расширить зерновой терминал в порту Новороссийска (до уровня грузооборота на уровне 2 млн. т. в год).

Кроме того, в НМТП появится контейнерный терминал. Первая очередь его строительства будет запущена в 2014 году. Стоимость проекта - 370 млн. долл. Всего в расширение и модернизацию мощностей НМТП намерен вложить 2,8 млрд. долл.

Обширная инвестпрограмма и у аффилированной с группой НЛМК транпортной компании UCL Holding. Она намерена инвестировать в расширение мощностей 22,8 млрд руб. Основные инвестпроекты компании: строительство зернового терминала в Туапсинском морском торговом порту (2,2 млрд. руб.), контейнерного и рефрижераторного терминалов в порту Санкт-Петербурга (20,8 млрд. руб.).

Мурманский морской торговый порт, один из крупнейших портов по перевалке угля, намерен вложить в расширение мощностей 7 млрд. руб. до 2015 года.

Слияния и поглощения

О росте рынка стивидорных услуг в ближайшей перспективе говорит и интерес к нему инвесторов.

Именно в этом секторе в прошлом году произошла одна из крупнейших M&A-сделок в транспортной отрасли. "Сумма Капитал" и "Транснефть" купили НМТП за 2,15 млрд. долл. Одновременно менеджмент НМТП объявил о приобретении порта "Приморск" фактически за эту же сумму. Таким образом, будет создана крупнейшая стивидорная компания в России и одна из крупнейших в Европе с оборотом 140 - 150 млн. т. грузов в год.

Миноритарии НМТП опасались, что новые владельцы компании переориентируют ее на транспортировку нефти, так как один из основных акционеров государственная "Транснефть". Акционеров пришлось "успокаивать" даже российскому премьеру Владимиру Путину. Вдобавок в одном из своих интервью глава "Транснефти" Николай Токарев заявил, что компания как основной владелец акций порта не намерена добиваться смены стратегии НМТП, направленной на диверсификацию его грузооборота.

Эксперты оценивают уровень роста рынка транспортных услуг в 2011 году на уровне 10%. На фоне подъема российская транспортная отрасль становится все более привлекательной для инвесторов.

В компании CMS называют именно транспорт в числе отраслей, где в среднесрочной перспективе будут распространены сделки M&A, которые, как известно аналитикам, компании готовы реализовать в ближайшее время.

"Неожиданное появление транспортного сектора среди отраслей, в которых будет наблюдаться активность по заключению сделок, отражает изменения в политике федерального и регионального правительств по отношению к столь важной составляющей российской инфраструктуры, - говорит старший партнер и глава CMS в России Джон Хэммонд. - Эти изменения заключаются в более интенсивном привлечении частного капитала в транспортный сектор. Без инвестиций в строительство автодорог, портов, аэропортов и железных дорог существующие объекты инфраструктуры перестанут отвечать современным требованиям, что негативно скажется на темпах роста российской экономики".

Активность инвесторов подстегнет, и намерение государства распродать свои активы в этой отрасли. В ближайшее время будут проданы доли государства в НМТП, Мурманском морском торговом порту, Туапсинском порту, ряде пароходств и аэропортов. Кроме того, есть планы по распродаже активов и у РЖД. В частности, в этом году будет продан контрольный пакет Первой грузовой компании. Правительство также подумывает о продаже контрольного пакета в другой "дочке" железнодорожной монополии - "Трансконтейнере". В 2010 году было продано через IPO 35% акций перевозчика.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily - Приложения21.02.11Уверенный рост