24-05-22 / 2022
Новости отрасли
Рынок самостоятельно решил проблему дефицита парка

Общая величина Индекса в I квартале 2022 г. по сравнению с I кв. 2021 г. снизилась на 9 баллов (с 66 до 57). И в целом во II-IV кварталах 2021 г. и в I кв. 2022 г. уровень индекса был ниже уровня I кв. 2021 г. Однако, некоторые из параметров индекса отражают краткосрочные изменения и именно на них можно обратить внимание. По сравнению с предыдущим кварталом (т.е. с IV кв. 2021 г.) общее снижение было уже не таким значительным – всего на 1 балл (с 58 до 57), как и кварталом ранее (с 59 до 58), что говорит об исчерпанности тренда на ухудшение ситуации и, возможно, свидетельствует сначала о стабилизации, а затем, возможно, и некотором предстоящем росте оценок. Главными параметрами, по которым в 2021 г. было заметно ухудшение оценок грузоотправителей – это "стоимость услуг компаний-операторов" и "наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве". Теперь по первому из них ситуация перестала ухудшаться (43 балла в IV кв. 2021 г. и 43 балла в I кв. 2022 г.), а по второму даже улучшилась (53 балла в IV кв. 2021 г. и 60 баллов в I кв. 2022 г.). И действительно, в марте 2022 г. ставка аренды полувагона в России (для долгосрочных контрактов) стабилизировалась на уровне 1650 руб. за вагон в сутки (по данным "Промышленных грузов" для долгосрочных контрактов). В марте 2022 г. этот показатель превышает уровень декабря 2021г. на 10 %. При этом средняя ставка аренды полувагона, несмотря на рост последних месяцев, остается (по данным за I квартал 2022 г.) на 10 % ниже среднего показателя 2018 года и на 12% ниже среднего показателя 2019 года. Любопытно отметить, что рост ставок аренды полувагона (+10% к декабрю 2021 г.) не превышает роста цен на потребляемые операторами товары и услуги, необходимые для обеспечения содержания подвижного состава и оказания операторских услуг. Так, суточная ставка содержания вагонов (согласно справке "Индексы затрат на эксплуатацию подвижного состава в РФ в апреле" издания "Промышленные грузы") за тот же период выросла на 11 % (последний показатель учитывает затраты как на текущие и плановые виды ремонтов, так и затраты на комплектующие и дополнительные услуги – все эти элементы затрат во второй половине 2021 года и в январе-апреле 2022 года увеличиваются). Таким образом, ставки оперирования в среднем по рынку растут темпами, не превышающими темпы роста расходов операторских компаний на содержание вагонного парка. Вторым важнейшим параметром, динамика которого продемонстрировала радикальное изменение, является параметр "наличие вагонов". Рост этого показателя на 7 баллов к предыдущему кварталу, по-видимому, сигнализирует, что времена, когда грузоотправители жаловались на дефицит проходят. Так, общий парк вагонов на март 2021 г. (по данным РЖД) достиг величины 1,25 млн. единиц, а рабочий парк 1,059 млн. ед. В марте 2022 г. по отношению к марту 2021 г. рабочий парк вырос на 4,9% или на 49,5 тыс. единиц, а рабочий парк полувагонов соответственно на 5,7% или на 28 тыс. единиц. В целом, опросы грузоотправителей не только соответствуют динамике парков, но и вполне вписываются в экспертные прогнозы, высказанные ранее в рамках предыдущих комментарием проекта "Индекс качества". Здесь необходимо отметить один важнейший аспект. Сокращение дефицита и увеличение профицита вагонов стало следствием того, что регуляторы не начали регулировать ставки предоставления вагонов, и ценовой сигнал о повышенной потребности в вагонах дошел до операторов, которые начали активно ремонтировать отставленный подвижной состав и выводить эти вагоны на рынок. Если бы регуляторы совершили фатальную ошибку и ввели бы регулирование ставок операторов, то ликвидация локальных дефицитов проходила бы существенно более медленно, и грузоотправители бы по-прежнему жаловались на дефицит вагонов в той же степени, как во II-III кварталах 2021 г. Таким образом, именно то, что регуляторы не стали регулировать ценообразование на рынке операторов, позволило рынку самостоятельно начать решать проблему дефицита и привело к росту удовлетворенности грузоотправителей показателем "наличие вагонов". Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом. Распространяется среди подписчиков журнала РЖД-Партнер, в том числе руководителей ОАО "РЖД", отраслевых ассоциаций, органов государственной власти. Предлагаем воспользоваться возможностями исследования "Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте" за I квартал 2022 года для доведения до целевой аудитории ваших реальных и потенциальных клиентов информации об услугах или продукции вашей компании. По вопросам размещения рекламно-информационных материалов в рамках исследования обращайтесь в отдел рекламы по электронной почте reclama@rzd-partner.ru или по тел. +7 (812) 418-34-90. Краткие версии исследования здесь. Полная версия предыдущего выпуска исследования за IV квартал 2021 года доступна в личном кабинете.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер24.05.2022