20-02-19 / 2019
Новости отрасли
Рынок подтвердит тенденции

Денис Семенкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава. На динамику ставок полувагонов сегодня оказывают влияние три фактора: постоянный рост парка, начавшийся в конце 2017 года, сохранение грузовой базы во внутреннем сообщении в неизменном виде, рост экспортных перевозок в восточном направлении, сдерживаемый пропускной способностью инфраструктуры и перерабатывающими возможностями портов и погранпереходов.

Если посмотреть на ежемесячную динамику погрузки полувагонов, то низким сезоном здесь являются январь и февраль. Именно в январе этого года накопившийся парк полувагонов должен был наткнуться на меньшую грузовую базу, что должно было привести к снижению ставок на спотовом рынке. Однако январь оказался относительно позитивным для владельцев полувагонов с точки зрения и спотового рынка, и перевозок во внутреннем сообщении. Это объясняется тем, что нехватка полувагонов в период высокой погрузки, ноябрь – декабрь, компенсирована январем, когда часть грузов, готовая для отправки в декабре, смогла быть отправлена в январе. Но этот факт – отложенного спроса – уже полностью выбран в январе. То есть уже в феврале мы увидим превышение вагонного парка на спотовом рынке над объемом грузовой базы, и на отдельных участках мы уже видим снижение цен или большую лояльность владельцев полувагонов к грузоотправителям, что является предвестником снижения цены. В следующие месяцы ситуация будет развиваться по неблагоприятному для владельцев полувагонов сценарию – поступающие на рынок новые полувагоны будут все более насыщать рынок, объем погрузки которого растет несущественно (лимит экспортных перевозок в полувагонах практически выбран по инфраструктурным причинам, а внутри страны перевозки не растут). Падение рынка не будет обвальным. Весной он перестанет расти, а к лету наметится тенденция к снижению ставок. Осенью снижение будет приостановлено ввиду высокого сезона погрузки, а к зиме ставки снова пойдут вниз. Это тенденции спотового рынка, которые перекинутся на рынок долгосрочных перевозок к ноябрю 2019 года, когда будут усиленно обсуждаться контракты на 2020 год.

Сейчас ставка на аренду полувагона колеблется от 2 до 2,6 тыс. руб. в сутки. Сложно спрогнозировать на весь период, но мы допускаем, что к концу года арендная ставка составит 1,4–1,5 тыс. руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.02.2019