27-08-20 / 2020
Новости отрасли
Рынок отцепился от текущих ремонтов

Минтранс утвердил новый порядок ТОР

Важный для железнодорожной отрасли новый приказ Минтранса о правилах текущего отцепочного ремонта (ТОР) вагонов не дает ответа на основные спорные вопросы: кто должен иметь право на такие работы - ОАО РЖД или частные ремонтные депо, а также как оценить корректность решения монополии об отцепке или определить виновного в дефекте. Операторы сопротивлялись принятию приказа, оценивая потери в 12,3-15 млрд руб. в год. Но Минтрансу, несмотря на согласование проекта лишь одной из двух рабочих групп по "регуляторной гильотине", удалось довести документ до стадии регистрации в Минюсте.

Минтранс сообщил, что подготовил приказ о порядке проведения текущих отцепочных ремонтов (ТОР) вагонов. ТОР - внеплановый ремонт при обнаружении неисправности вагона в пути. В тексте документа (есть у "Ъ", подписан министром транспорта Eвгением Дитрихом 24 августа) определяется, как именно отцепляется грузовой вагон при обнаружении неисправности, куда направляется, в каком виде выходит из ремонта. Также регламентируется взимание ОАО РЖД платы за отцепку и прицепку вагонов, если дефект возник не по его вине. "В большинстве случаев ТОР является следствием низкого качества плановых ремонтов, которые осуществляют предприятия в рамках договоров с операторами вагонов",- отмечают в Минтрансе.

ОАО РЖД передает участки ТОР в аренду вагоноремонтным компаниям (ВРК, см. "Ъ" от 16 сентября 2019 года). ВРК-3 и ВРК-2 ОАО РЖД уже продало: первую - структурам ОМК Анатолия Седых, вторую - Новой вагоноремонтной компании (см. "Ъ" от 19 июня). Снижение доли ОАО РЖД в ТОР вызывает опасения у операторов: по их мнению, передача ремонта в частные руки может привести к тому, что цены и сроки вырастут, а качество и сохранность груза снизятся.

В Минтрансе "Ъ" подтвердили, что противоречия между операторами и ОАО РЖД сохраняется. Первые хотят закрепить в приказе право выполнения ТОР за ОАО РЖД, а монополия - за любыми лицами, в том числе независимыми депо. Но в новом документе данные позиции не отражены, признают в министерстве: по уставу железнодорожного транспорта, определение лица, осуществляющего ТОР, не может являться предметом приказа.

Второй вопрос - контроль за обоснованностью отцепок. В приказе этот вопрос не затронут, хотя поднимался в протоколе обсуждения проекта в рамках оценки регулирующего воздействия (ОРВ) Минэкономики. Министерство в июле выдало отрицательное заключение об ОРВ, но 13 августа изменило его на положительное. В Минэкономики "Ъ" подтвердили, что текст направлялся дважды, проект "широко обсуждался с участием всех заинтересованных лиц". Доработанная редакция "учитывает ранее направленное заключение об ОРВ", сообщили в министерстве, пояснив, что проект также был согласован 10 августа рабочей группой по "регуляторной гильотине" в сфере железнодорожного транспорта. При этом 14 и 18 августа другая рабочая группа по "регуляторной гильотине" - в сфере конкуренции - не согласовала проект (протоколы есть у "Ъ"). В ФАС "Ъ" не пояснили, одобрила ли она проект. В Минюсте "Ъ" подтвердили, что документ поступил на регистрацию.

Операторы еще оценивают последствия принятия этого приказа. В СОЖТ сообщили, что участвуют в обсуждении на различных площадках, в том числе с госорганами, а ряд членов союза сейчас "моделируют" последствия изменения системы ТОР. В замечаниях к проекту отмечался рост затрат на содержание парка на 12,3-15 млрд руб. в год. "Утверждение Минтрансом порядка проведения ТОР идет вразрез с поручением президента установить мораторий на новые требования к вагонам, которые могут привести к росту стоимости их содержания,- говорит источник "Ъ" среди операторов.- Озвученные бизнесом и экспертами замечания не учтены". В Минтрансе "Ъ" заверили, что готовы "продолжить конструктивный и уважительный диалог" с ОАО РЖД и операторами.

"Очевидно, что приказ будет способствовать увеличению затрат операторов на содержание подвижного состава, росту стоимости услуг для грузоотправителей и повышению цен для конечных потребителей,- говорит собеседник "Ъ" в отрасли.- Планы ОАО РЖД взимать плату за отцепку вагона в ремонт при обнаружении неисправности в пути следования - это задвоение платежей, ведь все это уже заложено в тарифе". Он отмечает, что многие частные депо не оснащены оборудованием для проведения ТОР и теперь могут не содержать пункты в необходимом количестве, зарабатывая на отцепке и передислокации вагонов к местам ремонта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ27.08.2020