19-04-18 / 2018
Новости отрасли
Рынок лизинга поддержали вагоны

Вчера рейтинговое агентство RAEX опубликовало исследование "Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх". Главным итогом прошлого года стал более чем двукратный рост лизинга железнодорожной техники. Общая сумма контрактов на лизинг вагонов выросла на 111, до 219 млрд руб.

Таким образом, финансовая аренда железнодорожной техники стала главным драйвером лизингового бизнеса в 2017 году. Его доля составила 21%. Объем сделок с участием железнодорожной техники опередил лидеров прошлого года – сегменты авиации, легковых и грузовых автомобилей. Такой интенсивный рост сегмента стал результатом программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, повышению спроса на новые вагоны, говорится в исследовании.

В целом объем нового бизнеса лизинговых компаний вырос на 48% и достиг 1,1 трлн руб., превысив исторический максимум. В 2016 году он составлял 0,7 трлн руб., рост был на уровне 36%. Количество заключенных лизинговых сделок за 2017 год превысило 190 тыс. против 145 тыс. в 2016-м. Росту рынка способствовали программы господдержки в транспорте, отмечается в материалах агентства RAEX.

Наибольший портфель железнодорожной техники по итогам 2017 года имели компании "ТрансФин-М", Государственная транспортная лизинговая компания, "ВТБ Лизинг", "ВЭБ-лизинг" и "Сбербанк Лизинг".

В агентстве RAEX прогнозируют рост лизингового рынка на 20%, до уровня 1,3 трлн руб. в 2018 году.

Замена парка подвижного состава продолжится, но меньшими темпами, чем в 2017 году, что обеспечит увеличение железнодорожного сегмента на 20%, то есть оно будет равным среднему росту отрасли. Для сравнения: авиализинг за счет сделок по аренде прежде всего отечественных самолетов, по этому прогнозу, вырастет в 2018 году на 15%. Прочие сегменты прибавят 15% вследствие дальнейшего снижения стоимости фондирования лизинговых сделок.

В пессимистичном сценарии заложен рост рынка на 10%, до уровня 1,2 трлн руб. При реализации этого прогноза автосегмент прибавит не более 15% вследствие замедления роста автопродаж, а авиализинг покажет аналогичные темпы прироста в случае переноса ряда сделок на 2019 год. Объем нового бизнеса с железнодорожной техникой увеличится не более чем на 10% из-за снижения профицита полувагонов в связи с разрывом договорных отношений крупных игроков, а прочие сегменты вырастут на 5%, при этом объемы лизингового рынка по-прежнему будут сильно зависеть от темпов роста экономики РФ и реализации госпрограмм с применением лизинга.

Основой для выполнения прогноза служат уже заключенные контракты грузовых операторов на закупку подвижного состава.

Руководители лизинговых компаний, принявших участие в круглом столе "Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития", организованном RAEX при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации, отметили, что заказы на железнодорожную технику размещаются на 1–1,5 года вперед. "Все законтрактовано. Должны случиться жуткие события, чтобы поломать этот график", – отметил генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков. В связи с этим он высказал предположение, что в 2018–2019 годах экономические санкции европейских стран и США в отношении России "не должны сказаться на лизинге железнодорожной техники".

Гипотетически влияние санкций может начаться в 2020 году, предполагает Дмитрий Гришанков. "Если будет снижение внутреннего валового продукта, то это ударит по лизингу, причем очень быстро. Влияние остальных факторов – стоимость заимствований банков, ключевая ставка, валютный курс – заметно ниже", – уточнил он.

Директор по банковским рейтингам RAEX Руслан Коршунов, в свою очередь, пояснил "Гудку", что на сегмент железнодорожного лизинга ранее введенные санкции не повлияли.

По окончании 2018 года возможно снижение общего объема производства вагонов и, как следствие, снижение объемов лизинга нового подвижного состава, считает директор управления по работе с крупнейшими клиентами АО "Сбербанк Лизинг" Маргарита Кривчикова. Основываясь на анализе мировых тенденций, она предположила, что операторам и грузовладельцам придется менять структуру и географию международных перевозок, что может привести к дополнительным затратам и потере прибыли. "Однако, с другой стороны, импортозамещение создает тенденцию к увеличению объема внутренних перевозок, в том числе железнодорожным транспортом. Объективная необходимость списания части парка хопперов-зерновозов и железнодорожных платформ не приводит к росту производства и приобретения вагонов в 2018 году по сравнению с 2017 годом в целом по парку", – полагает Маргарита Кривчикова.

Участники рынка перевозок считают, что в 2018 году рост грузовой базы продолжится. В частности, начальник аналитического отдела ПАО "НПК ОВК" Лейсана Коробейникова сообщила, что реализация подвижного состава с начала года уже выросла на 15% к I кварталу 2017 года. При этом ставки аренды тоже продолжили расти: в апреле 2018 года уровень ставок аренды на полувагоны выше уровня апреля 2017 года на 35%. "Поэтому, – сделала она вывод, – несмотря на возможное повышение ключевой ставки, у лизингового инструмента сохраняется большой запас прочности и сегмент железнодорожного лизинга в 2018 году будет умеренно расти".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.04.2018