28-06-17 / 2017
Новости отрасли
Рынок инновационных полувагонов: динамика и прогнозы

В течение 2017 года и последующих лет обычные полувагоны будут замещаться инновационными и к концу 2019 года доля инновационных полувагонов на сети РЖД приблизится к 26%.

Валентина Глазкова ведущий аналитик по научно-исследовательским проектам ООО "ИНФОЛайн-Аналитика".

Рынок инновационных полувагонов: динамика и прогнозы

В течение 2017 года и последующих лет обычные полувагоны будут замещаться инновационными и к концу 2019 года доля инновационных полувагонов в структуре парка полувагонов на сети РЖД приблизится к 26%, а их общее количество превысит 140 тыс. ед.

К началу мая 2017 г. парк инновационных вагонов в России превысил 74 тыс. единиц. Доля полувагонов в нем составляет 88%, при этом за последние три года модельный ряд вагонов прочих видов с повышенной нагрузкой на ось был существенно расширен.

Большую часть сертификатов ФБУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" (ФБУ "РС ФЖТ") на производство инновационных вагонов в 2013-2017 гг. получали предприятия НПК "ОВК". Кроме того, производство такого подвижного состава (помимо полувагонов) было сертифицировано на НПК "Уралвагонзавод", АО "Рузхиммаш", ЗАО "Завод металлоконструкций", АО "Новозыбковский машиностроительный завод". К концу 2016 г. доля не инновационных полувагонов в структуре производства полувагонов вагоностроительными предприятиями РФ не превышала 5%. В течение 2017 г. и последующих лет обычные полувагоны будут замещаться инновационными и к концу 2019 года доля инновационных полувагонов в структуре парка полувагонов на сети РЖД приблизится к 26%, а их общее количество на сети РЖД превысит 140 тыс. ед.

В 2016 г. производство и покупки инновационных вагонов субсидировались из Федерального бюджета; размер субсидии для покупателей составлял 300 тыс. рублей, для производителей - 150 тыс. рублей. Согласно Постановлению Правительства РФ № 544 от 10 мая 2017 г. "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на компенсацию части затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава" (во исполнение поручения Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 19.01.2017 № 266п-П13) в 2017 г. программа поддержки приобретения инновационных вагонов сокращена по объему до пяти миллиардов рублей, при этом возмещение затрат на покупку инновационного полувагона составит 250 тыс. рублей за единицу. Закупаемый подвижной состав должен быть произведен не ранее 1 января 2017 г. Суммарный объем субсидирования закупок инновационных полувагонов не должен превысить 58% от общего объема господдержки (29% на глуходонные полувагоны и 29% на люковые, всего 2,9 млрд рублей).

Указанного объема господдержки хватит на 5800 люковых полувагонов (в данном сегменте будет обеспечена загрузка НПК "ОВК" и НПК "Уралвагонзавод") и 5800 глуходонных полувагонов (НПК "ОВК", АО "Алтайвагон", НПК "Уралвагонзавод"). Объема субсидирования закупок специализированных вагонов хватит не менее чем на шесть тысяч единиц (с обеспечением загрузки НПК "ОВК", "Завода металлоконструкций", г. Энгельс, НПК "Уралвагонзавод", "Новозыбковского машиностроительного завода", АО "Рузхиммаш" и АО "Алтайвагон"). При этом в 2017 г. не планируется субсидирования вагоностроительных предприятий в размере 150 тыс. руб. на вагон.

В условиях снижения общего объема субсидий и сокращения списания подвижного состава дифференцированный подход к величине субсидии в зависимости от вида вагона, а также жесткое разделение общей величины поддержки по видам вагонов на 2017 г делает государственную поддержку более гибкой и формирует стимулы для удовлетворения потребностей различных покупателей: грузоотправителей и кэптивных операторов (закупки специализированных цистерн и хопперов-минераловозов), угольных компаний (в первую очередь, СУЭК - крупнейшего покупателя глуходонных полувагонов), а также АО "ФГК", АО "ПГК" (практически весь объем закупки люковых полувагонов).

По состоянию на июнь 2017 г. 10 вагоностроительных предприятий в СНГ имеют сертификаты ФБУ "РСФЖТ" на производство полувагонов. Всего сертифицировано производство 24 модели полувагонов, из них 12 имеют повышенную осевую нагрузку от 25 тс. На территории РФ в эксплуатации находится более 100 моделей полувагонов. При этом в структуре парка полувагонов преобладает подвижной состав с разгрузочными люками в связи с более широкой номенклатурой перевозимых грузов, высокой экономической эффективностью в рамках формирования кольцевых маршрутов, попутной загрузкой и лишь незначительно более высокой ценой, существенно не влияющей на срок окупаемости подвижного состава. В 2007-2016 гг. полувагоны с глухим кузовом практически не выпускались. До 2013 г. операторы, предоставляющие полный перечень транспортных услуг, были ориентированы на приобретение только универсальных вагонов, сокращая закупки специализированных с глухим кузовом, которые вследствие большей величины порожнего пробега, как правило, имеют более продолжительный срок окупаемости. Всего на конец апреля 2017 г. российскими собственниками было зарегистрировано около 26 тыс глуходонных полувагонов, выпущенных в 2007-2017 гг. (5,3% от общего количества полувагонов).

Специализированные полувагоны с глухими кузовами для перевозки массовых сыпучих грузов эффективнее в замкнутых маршрутах с выгрузкой на вагоноопрокидывателях, чем универсальные, используемые для этих же целей. Грузоподъемность таких вагонов обычно на две тонны выше, чем у люковых. К преимуществам нужно отнести и отсутствие люков (ломаются при интенсивной эксплуатации вагонов), что значительно снижает стоимость ремонтного обслуживания глуходонных вагонов. В глуходонных полувагонах при перевозках потери сыпучего груза сокращаются до 12%, капитальные затраты на изготовление вагонов снижаются до 15%, себестоимость перевозок уменьшается до 14% при одинаковой осности.

Необходимо отметить, что в 2017 г. в России по информации участников рынка сохраняется дефицит полувагонов на сети и средняя доходность оперирования держится на высоком уровне (1500-1700 рублей в сутки). При этом потенциальные арендодатели не стремятся заключать долгосрочные договоры аренды вследствие неустойчивых цен на полувагоны.

В апреле 2017 г. средняя ставка предложения в сегменте аренды люковых полувагонов 2005-2014 гг. выпуска превышала 1500 руб. без НДС в сутки. Арендные ставки в сегменте инновационных полувагонов с увеличенной осевой нагрузкой и тарифной скидкой в среднем выше, чем на полувагоны на тележке 18-100, примерно на 300 руб. в сутки. Это объясняется более высокой доходностью инновационных полувагонов, обусловленной увеличенной грузоподъемностью и более высокой скоростью движения, что связано со спецификой маршрутной сети компаний "СУЭК" и "УГМК-Транс", и меньшим количеством отцепок в текущий ремонт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
МояКолея1520.рф28.06.2017