23-03-15 / 2015
Новости отрасли
Рынку железнодорожных перевозок нужны новые ориентиры

Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД повторно рассмотрел проект стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 г. и проект долгосрочной программы развития РЖД до 2020 г. и считает, что они нуждаются в доработке. По мнению членов Совета потребителей, доработке указанных документов должна предшествовать серьезная совместная работа государственных органов, РЖД, иных участников и потребителей услуг рынков железнодорожных перевозок по определению целевых моделей рынков грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Целевые модели должны представить прозрачные ориентиры для формирования транспортной и инвестиционной стратегии каждого участника рынка, включая государственную монополию. Соответствующие предложения утверждены 18 марта на заседании совета потребителей.

Напомним, что свои замечания по проектам стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 г. и долгосрочной программы развития (ДПР) РЖД до 2020 г. совет потребителей уже направлял в Правительство России, Экспертный совет при Правительстве России, Министерство транспорта России, министру Михаилу Абызову и РЖД в конце минувшего года.

"Несмотря на то, что в новых версиях документов устранена часть замечаний членов совета потребителей РЖД и Экспертного совета при Правительстве России, они содержат ряд серьезных недостатков, в том числе по причине значительного ухудшения целевых показателей инфраструктуры, в частности, доли протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, - поясняется в заключении Совета потребителей. - В проекте ДПР РЖД не полностью учтены предложения по изменению ключевых показателей эффективности (КПЭ). В новой редакции документа при сохранении пропорций инвестиций по источникам, росте показателей развития ВСМ и скоростных магистралей и масштабов деятельности ОТЛК, произошло снижение целевых параметров, характеризующих качество железнодорожного инфраструктурного комплекса".

Кроме того, по мнению членов совета потребителей, в проекте документа недостаточно представлена информация в части программы сокращения издержек холдинга, включая повышение эффективности операционных и капитальных затрат, оптимизации расходов на персонал. Принципиально важно, что в ДПР РЖД не представлена программа развития грузовых перевозок и модель государственного регулирования создаваемого сектора интегрированных логистических услуг "от двери до двери".

Что же касается доработанного Министерством транспорта России проекта стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г, то он, по мнению членов совета потребителей, отличается от предыдущей редакции, рассмотренной экспертами совета в декабре 2014 г., только сужением моделей конкуренции в перевозочной деятельности до модели конкуренции "за маршрут" и некоторым изменением протяженности новых железнодорожных линий, которые необходимо построить до 2030 г. Эксперты полагают, что одновременно требуется доработать систему приоритетов и целей в ситуации вариативности грузовой базы, не раскрыт механизм актуализации направления инвестиций. Произведенные изменения в проектах ДПР РЖД и в большей части в стратегии во многом не решают поставленные вопросы по существу, а параметры ДПР недостаточны для качественного функционирования железнодорожной инфраструктуры.

"В существующей экономической реальности назрела необходимость проанализировать результаты деятельности грузового железнодорожного комплекса и актуализировать целевую модель его развития, - обозначено в заключении совета потребителей РЖД. - Для достижения значительных положительных эффектов основные решения в отрасли должны координироваться единым документом, которым может являться целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок, приходящая на смену принятой в 2011 г. Не менее актуальной мы считаем необходимость разработки целевой модели рынка пассажирских железнодорожных перевозок".

Напомним, что целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г., подготовленная Министерством экономического развития России совместно с Министерством транспорта России по итогам широкого обсуждения с потребителями услуг железнодорожного транспорта, предприятиями отрасли и экспертным сообществом, была одобрена Правительством России в 2011 г. Стратегической целью модели, результаты которой должны быть подведены по завершению текущего года, является создание условий для устойчивого развития железнодорожного транспорта в соответствии с потребностями экономики страны на основе роста конкурентоспособности отрасли, расширения инвестиционных механизмов и развития рынка железнодорожных транспортных услуг. Целевым состоянием в сфере железнодорожных грузовых перевозок является наличие общесетевого перевозчика и частных перевозчиков, в результате развития которых появляются рыночные индикаторы цены и качества услуг, появляются новые инвестиционные рынки.

В качестве основных проблем, требующих решения, в целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок были выделены:

- инфраструктурные ограничения экономического роста, выражающиеся в увеличении протяженности "узких мест" инфраструктуры и дефиците отдельных типов подвижного состава.

- недостаточная адаптированность действующей тарифной системы к текущим рыночным потребностям.

По мнению совета потребителей, в рамках целевой модели были сделаны серьезные шаги по изменению действующей системы тарифообразования: проведена поэтапная унификации тарифов, принята методика долгосрочного тарифообразования, унифицированы тарифы на перевозку порожних вагонов и др. К сожалению, предусмотренные целевой моделью мероприятия структурного характера за почти пятилетний срок проведены не были, за исключением ликвидации инвентарного парка (продажа контрольного пакета акций ПГК), при сохранении в собственности РЖД 100% уставного капитала ФГК. При этом отсутствие вагонов у единственного перевозчика без запланированных в целевой модели частных инвестиций в парк локомотивов, без развития саморегулирования операторской деятельности и новых принципов работы железнодорожной сети привело к избыточному профициту универсального подвижного состава и обострению существовавших технологических проблем отрасли.

Анализ современного состояния железнодорожного транспорта показывает, что при отказе от проведения мероприятий, предусмотренных целевой моделью, даже в среднесрочном периоде (до 5 лет) синергетический эффект РЖД перекрывается негативными последствиями сохранения монополизма в отрасли. С 2010 по 2013 г.при индексации тарифов более чем на 21% и росте грузооборота на 12,5% рост доходов от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги составил только 12%, что говорит о стремительном ухудшении экономических перспектив основной деятельности РЖД. У экспертов совета отсутствуют полные данные по 2014 г., но можно предполагать, что динамика не улучшилась. Этот процесс сопровождается двукратным ростом долговой нагрузки РЖД и серьезным ухудшением технологических параметров перевозочной и инфраструктурной деятельности: снижается средняя скорость доставки грузовых отправок; протяженность "узких мест" возросла с 6% в 2010 г. до 14% в 2014 г.; протяженность участков главных путей со сверхнормативным пропущенным тоннажем к концу 2014 г. достигла 22,7 тыс. км.

Совет потребителей рекомендует поручить Министерству транспорта России, Министерству экономического развития России при участии РЖД и членов совета подготовить отчет о результатах реализации целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г.

Совет потребителей рекомендует Министерству экономического развития России, Министерству транспорта России совместно с РЖД и потребителями услуг железнодорожного транспорта:

- разработать проект целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 г. с учетом необходимости снижения тарифной нагрузки на пользователей услуг железнодорожного транспорта, привлечения частных инвестиций в тяговый подвижной состав и развитие инфраструктуры, ликвидации участков с просроченным капитальным ремонтом пути, на основе развития конкуренции, повышения прозрачности функционирования и оптимизации стандартов содержания и эксплуатации железнодорожной сети;

- разработать проект целевой модели рынка пассажирских перевозок с учетом необходимости обеспечения социального заказа на пассажирские перевозки, повышения качественного уровня перевозок, формирования единой системы пригородного и дальнего пассажирского движения, снижения государственных издержек.

Свои рекомендации Совет потребителей представил в Правительство России, Экспертный совет при Правительстве России, Министерство транспорта России, министру Михаилу Абызову и РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Металлоснабжение и сбыт23.03.2015