20-09-23 / 2023
Новости отрасли
Рынку нужны вагоны с увеличенной осевой нагрузкой

Сегодня спрос на вагоны с большей грузоподъемностью идет в рост, а диверсификация грузовой базы выступает дополнительным драйвером. Производители готовы к этому и предлагают широкий модельный ряд продукции.

Экономическая выгода

В прошлом году санкции и возникший дефицит комплектующих негативно отразились на отечественном рынке вагоностроения, поясняет старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Ульян Евтеев.

Объем регистрации инновационного подвижного состава по итогам 2022 года составил 11 тыс. вагонов, а их доля в общем объеме оказалась на самом низком за последние годы уровне (всего 23%). В текущем году инновационное вагоностроение стало постепенно восстанавливаться.

Практически все крупные вагоностроительные заводы освоили выпуск инновационных грузовых вагонов, рассказал "Гудку" директор научного центра "Инфраструктура" АО "ВНИИЖТ" Александр Савин. Основные их типы представлены разными моделями: полувагоны люковые и глуходонные, вагоны-хопперы для зерна и минеральных удобрений, платформы, цистерны для перевозки нефтепродуктов, химии, пищевых продуктов, думпкары и крытые вагоны. Главная особенность этого подвижного состава – увеличенная осевая нагрузка 25 тонн на ось (тс) вместо 23,5 тс, что позволяет перевозить больше груза. За счет применения новых деталей и узлов межремонтный период увеличен более чем в два раза – до 500 тыс. км вместо стандартных 160-210 тыс. км. Увеличивается полезный вес поезда, что создает большее гарантийное плечо у вагонов и повышает пропускную способность сети холдинга.

По данным ИПЕМа, за восемь месяцев 2023 года на железнодорожную сеть в России вышло 9,4 тыс. вагонов с увеличенной осевой нагрузкой, что на 17% больше, чем в прошлом году.

Сейчас идет устойчивый спрос на инновационные полувагоны, который базируется на двух факторах – это рост средней дальности перевозки тонны груза и начало досрочного восполнения предстоящих начиная с 2026 года списаний. Для сравнения: согласно сведениям ИПЕМа, в 2021 году доля полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс в структуре регистрации составила 95%, в 2022-м их доля сократилась до 34%, а по итогам восьми месяцев текущего года выросла до 47%. "Ажиотажным спросом пользуются хопперы-зерновозы, их реализация за семь месяцев 2023 года выросла на 380% к аналогичному периоду прошлого года", – говорит глава маркетинга НПК "Объединенная вагонная компания" Игорь Сергиенко.

За восемь месяцев 2023 года объем регистрации хопперов нового поколения составил 3,2 тыс. единиц, в прошлом году за аналогичный период этот показатель был значительно меньше – 1,2 тыс. вагонов.

Еще один сегмент с позитивным трендом – цистерны для нефтеналивных грузов, предстоящие существенные списания только подогревают интерес к этим вагонам. "Тенденции по вышеуказанным видам подвижного состава в большей степени сохранятся и в 2024 году", – отмечает Ульян Евтеев.

Факт экономии затрат владельца инфраструктуры при эксплуатации инновационных вагонов подтвержден результатами проведенных испытаний и выполненных экономических расчетов АО "ВНИИЖТ". "Использование вагонов с увеличенной грузоподъемностью является одним из наиболее эффективных неинфраструктурных решений повышения провозной способности железных дорог", – считает Ульян Евтеев.

Экономическая эффективность интересует как владельца инфраструктуры, так и грузоотправителей, добавляет Игорь Сергиенко.

Логистика диктует правила

Заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода рассказал "Гудку", что если ранее при эксплуатации инновационных вагонов упор был сделан на перевозку угля в полувагонах, то текущая структура перевозимых грузов в инновационных полувагонах с учетом отмены скидок на порожний пробег и сохранения скидок на груженый пробег может привести к еще большей их востребованности. Сегодня на фоне высокого спроса активнее перевозятся строительные грузы, удобрения и руды в связи с перенаправлением на маршруты с более длинным плечом. Повышенная грузоподъемность востребована при перевозках тяжелых грузов – например, отправках грузов в нескольких контейнерах на одной платформе комплектами и жидких химических грузов повышенной плотности.

Заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода рассказал "Гудку", что если ранее при эксплуатации инновационных вагонов упор был сделан на перевозку угля в полувагонах, то текущая структура перевозимых грузов в инновационных полувагонах с учетом отмены скидок на порожний пробег и сохранения скидок на груженый пробег может привести к еще большей их востребованности. Сегодня на фоне высокого спроса активнее перевозятся строительные грузы, удобрения и руды в связи с перенаправлением на маршруты с более длинным плечом. Повышенная грузоподъемность востребована при перевозках тяжелых грузов – например, отправках грузов в нескольких контейнерах на одной платформе комплектами и жидких химических грузов повышенной плотности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.09.2023