20-09-23 / 2023
Новости отрасли
Рынку нужны вагоны

Инновационные вагоны с нагрузкой 25 тс составляют 17,1% парка на сети ОАО "РЖД" и более 27% от парка полувагонов. Эти вагоны обладают большей грузоподъемностью, что позволяет увеличить пропускную способность сети РЖД. Сегодня игроки рынка отмечают спрос на приобретение таких вагонов, в том числе на условиях лизинга и аренды 9,4 тыс. вагонов с увеличенной осевой нагрузкой вышло за восемь месяцев этого года на железнодорожную сеть в России, что на 17% больше, чем в 2022 году Рынку нужны вагоны с увеличенной осевой нагрузкой Сегодня спрос на вагоны с большей грузоподъемностью идет в рост, а диверсификация грузовой базы выступает дополнительным драйвером. Производители готовы к этому и предлагают широкий модельный ряд продукции. Экономическая выгода В прошлом году санкции и возникший дефицит комплектующих негативно отразились на отечественном рынке вагоностроения, поясняет старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Ульян Евтеев. Объем регистрации инновационного подвижного состава по итогам 2022 года составил 11 тыс. вагонов, а их доля в общем объеме оказалась на самом низком за последние годы уровне (всего 23%). В текущем году инновационное вагоностроение стало постепенно восстанавливаться. Практически все крупные вагоностроительные заводы освоили выпуск инновационных грузовых вагонов, рассказал "Гудку" директор научного центра "Инфраструктура" АО "ВНИИЖТ" Александр Савин. Основные их типы представлены разными моделями: полувагоны люковые и глуходонные, вагоны-хопперы для зерна и минеральных удобрений, платформы, цистерны для перевозки нефтепродуктов, химии, пищевых продуктов, думпкары и крытые вагоны. Главная особенность этого подвижного состава – увеличенная осевая нагрузка 25 тонн на ось (тс) вместо 23,5 тс, что позволяет перевозить больше груза. За счет применения новых деталей и узлов межремонтный период увеличен более чем в два раза – до 500 тыс. км вместо стандартных 160-210 тыс. км. Увеличивается полезный вес поезда, что создает большее гарантийное плечо у вагонов и повышает пропускную способность сети холдинга. По данным ИПЕМа, за восемь месяцев 2023 года на железнодорожную сеть в России вышло 9,4 тыс. вагонов с увеличенной осевой нагрузкой, что на 17% больше, чем в прошлом году. Сейчас идет устойчивый спрос на инновационные полувагоны, который базируется на двух факторах – это рост средней дальности перевозки тонны груза и начало досрочного восполнения предстоящих начиная с 2026 года списаний. Для сравнения: согласно сведениям ИПЕМа, в 2021 году доля полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс в структуре регистрации составила 95%, в 2022-м их доля сократилась до 34%, а по итогам восьми месяцев текущего года выросла до 47%. "Ажиотажным спросом пользуются хопперы-зерновозы, их реализация за семь месяцев 2023 года выросла на 380% к аналогичному периоду прошлого года", – говорит глава маркетинга НПК "Объединенная вагонная компания" Игорь Сергиенко. За восемь месяцев 2023 года объем регистрации хопперов нового поколения составил 3,2 тыс. единиц, в прошлом году за аналогичный период этот показатель был значительно меньше – 1,2 тыс. вагонов. Еще один сегмент с позитивным трендом – цистерны для нефтеналивных грузов, предстоящие существенные списания только подогревают интерес к этим вагонам. "Тенденции по вышеуказанным видам подвижного состава в большей степени сохранятся и в 2024 году", – отмечает Ульян Евтеев. Факт экономии затрат владельца инфраструктуры при эксплуатации инновационных вагонов подтвержден результатами проведенных испытаний и выполненных экономических расчетов АО "ВНИИЖТ". "Использование вагонов с увеличенной грузоподъемностью является одним из наиболее эффективных неинфраструктурных решений повышения провозной способности железных дорог", – считает Ульян Евтеев. Экономическая эффективность интересует как владельца инфраструктуры, так и грузоотправителей, добавляет Игорь Сергиенко. Логистика диктует правила Заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода рассказал "Гудку", что если ранее при эксплуатации инновационных вагонов упор был сделан на перевозку угля в полувагонах, то текущая структура перевозимых грузов в инновационных полувагонах с учетом отмены скидок на порожний пробег и сохранения скидок на груженый пробег может привести к еще большей их востребованности. Сегодня на фоне высокого спроса активнее перевозятся строительные грузы, удобрения и руды в связи с перенаправлением на маршруты с более длинным плечом. Повышенная грузоподъемность востребована при перевозках тяжелых грузов – например, отправках грузов в нескольких контейнерах на одной платформе комплектами и жидких химических грузов повышенной плотности. "Ожидается, что грузовая база перевозок в инновационных вагонах будет более диверсифицирована, а значит, и спрос на такие вагоны стабилен", – резюмировал эксперт. Потребность в научно-технической новизне Сергей Дробжев, первый заместитель генерального директора компании "РМ Рейл": Спрос на инновационный подвижной состав будет стабильным. Его рост является непрерывным процессом. Грузовой подвижной состав развивается синхронно как с инфраструктурой и тягой внутри экосистемы ОАО "РЖД", так и с развитием технологий, в том числе и цифровых. На сегодняшний день мы активно расширяем линейку серийной продукции вагонов на собственной инновационной тележке с нагрузкой 25 тс. Мы производим хопперы для сыпучих грузов с улучшенными технико-экономическими показателями, крытые вагоны, вагоны из алюминиевых сплавов – цистерну для крепкой азотной кислоты и хоппер-минераловоз. Данный подвижной состав обладает лучшими параметрами по соотношению масса тары/ грузоподъемность. Все создаваемые сейчас модели, претендующие называться инновационными, так или иначе направлены на улучшение пропускной способности сети ОАО "РЖД" и повышение эффективности грузоперевозок в целом – увеличение межремонтного пробега, снижение затрат на эксплуатацию подвижного состава. Сегодня компания ведет разработки в области внедрения технологий IoT (система, объединяющая устройства в компьютерную сеть. – Ред.) в конструкцию вагонов. Совместно с НПП "РаТорм" реализован первый этап системы "Цифровой умный вагон" для грузового железнодорожного подвижного состава. Основой системы является блок устройства мониторинга и диагностики вагона. Этим устройством будет оснащена первая партия вагонов на инновационной тележке модели 18-9891 с осевой нагрузкой 25 тс. Начало опытной эксплуатации намечено на IV квартал 2023 года. В настоящее время совместно с заказчиком мы обучаем персонал эксплуатации устройства и работе с его программным обеспечением. Сейчас компания осуществляет только прямые продажи, но мы прорабатываем вопросы расширения услуг, предоставляемых клиентам. Речь идет, в частности, о сдаче в аренду. При этом считаем, что лизинг инновационных вагонов – это удобный финансовый инструмент, который используют большинство наших клиентов. Как известно, в России существуют критерии отнесения товаров и услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции, регламентированные приказами Минпромторга и Минтранса. Установленные в РФ критерии инновационности являются объективными и должны находить свое отражение в национальной нормативно-технической документации. Однако, к сожалению, это не всегда так. К примеру, ГОСТ Р 70581-2022 "Инновационный железнодорожный подвижной состав. Критерии инновационности и порядок разработки" (вступил в силу с 1 июля этого года) имеет вышеуказанные критерии – их четыре, при этом на грузовые вагоны распространяется лишь один – экономическая эффективность применения. Мы считаем, что критерий "Научно-техническая новизна" является для грузовых вагонов основным, определяет параметры и технические характеристики. Аренда или лизинг? Оксана Ивановская, управляющий директор по лизингу подвижного состава ГК "ВТБ Лизинг": Отложенный спрос на приобретение и использование инновационных вагонов активно удовлетворяется в этом году. Мы видим, что законтрактован весь объем производства таких вагонов на 2023 год и часть следующего года. В 2022 году на рынок подвижного состава повлияли приостановка поставок подшипников для инновационных вагонов, высокий уровень ключевой ставки в первом полугодии, изменение географии перевозок, приостановка производства инновационных полувагонов на одном из заводов. В 2023-м проблема с комплектующими инновационных вагонов была решена, а низкий уровень ставки ЦБ позволил законтрактовать объемы производства этого года. Производство грузовых вагонов за первое полугодие текущего года в целом по всем видам подвижного состава увеличилось более чем на 15% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В течение этого года стоимость вагонов выросла более чем в 1,5 раза. Преодоление порога в 6 млн руб. является для многих операторов психологическим стоп-фактором, ведь в начале года цена колебалась на уровне 3,5-4 млн руб. за вагон. Часть покупателей считают, что повторяется сценарий 2012-2013 годов. Опыт им подсказывает, что ключевая ставка 13% и стоимость вагона свыше 6 млн руб. при переводе в стоимость владения парком не дают запаса для возможных негативных рыночных факторов, таких как рост ставки ЦБ или падение доходности. И эти компании при потребности в парке в основном арендуют подвижной состав на срок от одного до трех лет. Согласно данным "Инфолайн", ставки аренды инновационных полувагонов от года до трех составляют порядка 3,2-3,3 тыс. руб. за вагон в сутки (аренда обходится от 1,2 млн до 3,5 млн руб. – Ред.). Другие операторы считают, что инфляция, прогнозная утилизация железнодорожного парка, инфраструктурные ограничения, высокий курс доллара, наоборот, поддержат спрос на подвижной состав. Такие компании финансируют приобретение парка через лизинг. Платеж в этом случае получается чуть меньше, чем ставки аренды в текущем периоде. Так, лизинговый платеж на инновационный полувагон на срок 10 лет (при ключевой ставке 13%, баллоне – 49%, авансе – 15%) составит 2,9-3 тыс. руб. за вагон в сутки. Нет предела совершенству Александр Поликарпов, управляющий партнер ROLLINGSTOCK Agency: Грузовые вагоны с осевой нагрузкой 25 тс (инновационные вагоны) составляют 17,1% парка на сети и 27,3% парка полувагонов. Все грузовые вагоны с осевой нагрузкой 25 тс, которые эксплуатируются на сети ОАО "РЖД", произведены в России. Ранее в тележках вагонов использовались импортные кассетные подшипники или подшипники, собранные в РФ с применением импортных комплектующих. В 2022 году на фоне санкционного давления были ограничены поставки компонентов от западных компаний, в связи с чем наблюдался дефицит подшипников для ремонта и выпуска вагонов. К началу 2023 года наладились поставки из дружественных стран (Китай, Узбекистан). Сейчас дефицита нет. В этом году российские производители обещают обеспечить выпуск полностью отечественных подшипников: это заложено в инвестконтракты, заключенные Минпромторгом России с ЕПК (Европейская подшипниковая корпорация, крупнейший российский производитель подшипников. – Ред.) и SKF (теперь "ТЕК-КОМ"). По моим данным, текущий объем выпуска вагонов должен сохраниться и на 2024 год. В 2023 году компания "РМ Рейл" сертифицировала собственную тележку 25 тс – на рынке грузового вагоностроения к производителям тележек 25 тс (ОВК, УВЗ и "Алтайвагону") добавился новый игрок. Грузовые вагоны с осевой нагрузкой 25 тс позволяют провести больше груза в рамках той же длины поезда. Они повышают провозную способность инфраструктуры, что особенно актуально в настоящее время при дефиците пропускных мощностей в наиболее востребованных направлениях. Эти вагоны наиболее эффективны при перевозке тяжелых грузов (в первую очередь угля). Положительный эффект оказывают увеличенные межремонтные интервалы. Вагоны с осевой нагрузкой 25 тс эксплуатируются на сети уже более 10 лет, и, по моему мнению, сейчас уже некорректно называть вагоны инновационными только по этому критерию. Инновационность должна выражаться в применении новых материалов, технических решений и технологий, позволяющих повысить грузоподъемность, вместимость кузова, а также в улучшении прочих эксплуатационных свойств без ущерба для железнодорожной инфраструктуры. Преимущества технологии Сергей Попов, директор по ремонту и эксплуатации подвижного состава Национальной транспортной компании (НТК): Инновационные вагоны – это не просто повышенная грузоподъемность. Если они используются в перевозке целым составом, то это новая технология. Это унификация веса поезда, исключение отцепок вагонов в пути следования за счет увеличения гарантийных плеч движения и высвобождение тягового ресурса. По нашим оценкам, развитие тяжеловесного движения на Восточном полигоне с использованием инновационных полувагонов с повышенной грузоподъемностью позволит увеличить объем вывозимых грузов в этом направлении на 6 млн тонн в год при действующих инфраструктурных ограничениях. НТК совместно с ОАО "РЖД" уже отработала ряд технологий использования тяжеловесных поездов с инновационными полувагонами на восточном направлении, и они доказали свою состоятельность. Сегодня одна из основных наших задач – масштабирование полученного опыта на Восточном полигоне. В числе преимуществ инновационных вагонов – увеличенный межремонтный пробег и более надежная конструкция ходовых частей. Использование такого подвижного состава создает максимально комфортные условия для диспетчеризации и снижает эксплуатационную нагрузку грузонапряженных участков. Эти характеристики способствуют более выгодному использованию этих вагонов – в маршрутных перевозках и особенно на Восточном полигоне. Стратегия компании предполагает замену парка обычных вагонов на инновационные. Сегодня в парк этого подвижного состава компания включает полувагоны с нагрузкой 25 тс на ось постройки Тихвинского вагоностроительного завода, Алтайского вагоностроительного завода и Уралвагонзавода моделей 12-196-02(01), 12-2143, 12-9853, 12-9869, 12-5190. При этом доля инновационных вагонов в общем парке компании составляет 75%. Мы перевозим в инновационном составе в основном энергетические угли. Компания обеспечивает перевозки для предприятий СУЭК, основные направления транспортировок осуществляются в адрес энергетических компаний Сибири и Дальнего Востока, а также в порты РФ, выполняющие перевалку угольной продукции. Тенденции по ярко выраженному спросу на инновационные вагоны не наблюдается. Краткосрочная востребованность в инновационных вагонах будет обусловлена ограничениями пропускной способности на отдельных участках сети железных дорог.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.09.2023