05-09-23 / 2023
Новости отрасли
Рынку не нужны рефконтейнеры от отечественного производителя?

Эксперты все чаще заявляют - складывает такое впечатление, будто рефрижераторные контейнеры отечественного производства не нужны рынку Олег Воронов, генеральный директор компании "Термокон" подтверждает: долгосрочных инвестиционных программ нет, но объем рефрижераторных перевозок растет примерно на 8% в год. Дефицит рефконтейнеров есть, но его восполняют, в основном, импортируя продукцию от китайского производителя.

- Олег, вы заявляете, что отечественные разработчики рефконтейнеров проигрывают китайским производителям. А вы, как отечественный разработчик, как охарактеризуете китайские рефконтейнеры?

- Главный недостаток китайских рефрижераторных контейнеров состоит в том, что они не подлежат ремонту из-за отсутствия в России необходимых запчастей. Первым в китайском контейнере, который эксплуатируют на российской железнодорожной сети, осыпается пенополиуретан. Получается, срок службы китайского контейнера намного ниже, чем даже указывает производитель.

У китайского контейнера тонкие стенки теплоизоляции, а сама холодильная машинка снята с автомобильного транспорта с верхней подачей холода. Поэтому в летнее и зимнее время есть замечания по сохранности продукции.

- А что есть у рефконтейнера от российского производителя?

- Во-первых, отечественный рефконтейнер на 80% состоят из отечественных деталей, а это значит, отечественный рефконтейнер возможно отремонтировать в России. Это не просто удобно, но и увеличивает срок службы. Во-вторых, отечественные рефконтейнеры в принципе подлежат ремонту, в то время как китайские производители не закладывают в продукцию такую опцию и предполагают, что при поломке оборудования контейнер нужно заменять.

Рефконтейнеры от отечественного производителя приспособлены к отечественным условиям: они прочнее, а для термоизоляции применяются материалы, выдерживающие вибрационную нагрузку, возникающую из-за особенностей железнодорожной инфраструктуры. Толщина термоизоляции российского рефконтейнера превышает термоизоляцию китайского на 10 см. Это позволяет в случае отказа силовой установки перевозить скоропорт в режиме термоса и держать более низкую температуру, что очень важно при перевозке грузов, требовательных к условиям, в летнее время. Кроме того, у нашего рефконтейнера система подачи воздуха находится не сверху, а снизу, благодаря чему продукция быстрее охлаждается. И при всем этом он достаточно экономно потребляет энергию. Вместимость российского рефконтейнера больше, чем у китайского аналога – 23 европаллеты против 21. И российский рефконтейнер примерно на 25-30% дешевле.

И главное, на сегодняшний день у России хорошие отношения с Китаем, но вообще не иметь собственного производства такого оборудования – стратегически неверно. Учитывая, что рефконтейнеры перевозят в том числе продукты и лекарства, это вопрос продовольственной безопасности.

- Российские производители рефконтейнеров не получают поддержки от правительства России?

- Нельзя сказать, что поддержки со стороны властей нет совсем. Однако в существующем виде она не помогает решить вопрос создания отечественного рефрижераторного подвижного состава. Минпромторг, Минтранс и Минэкономразвития пытаются запустить производство рефконтейнеров с нуля на крупных предприятиях, выделяя на это большие деньги – только на создание прототипа перечислено около 350 млн рублей одной крупной госкомпании. Небольшое предприятие это средство не может, так как они выделяются только при наличии оборота более 500 млн рублей в год.

Кроме того, при получении этих денег разработчик теряет право на изменение своей же технологии, то есть его развитие в нужном направлении блокируется. Получается, что поддержка как бы существует, но либо сводится к словам, либо ее предлагают компаниям-гигантам, которые финансово сами могут поддержать любой бизнес, но не имеют технологических решений.

- А выйти на железнодорожную сеть, минуя господдержку, отечественный производитель рефконтейнеров может?

- Контейнер, чтобы получить допуск на линию, обязан пройти сертификацию в Морском регистре. Без этого важного шага его эксплуатация невозможна. Однако на сегодняшний день не совсем понятно, как эта организация работает на российском рынке и каким образом выдает документы. Сейчас у нее нет возможности осуществлять аттестацию контейнеров. В России просто не существует соответствующих лабораторий для испытаний, в частности, по теплотехническим характеристикам, но Минпромторг, Минтранс и другие ответственные организации закрывают на это глаза. Можно попытаться получить сертификат в Белоруссии – однако этот процесс может занять более полугода. В Китае сертификация занимает три дня. Такая разница в условиях может привести к тому, что все производители даже не будут пытаться регистрироваться в России и массово отправятся в Китай.

Кроме того, на сегодняшний день российский Морской регистр находится под угрозой исключения из международной системы сертификации. В сочетании с упомянутыми выше сложностями, это может привести к тому, что Российский морской регистр потеряет ликвидность из-за недоверия как со стороны международной системы, так и российских производителей.

Рынку, для развития, важно убрать бюрократические барьеры и упростить доступ к длинным деньгам. Если дать ему развиваться, то отечественные изобретения получат коммерческое воплощение и смогут занять достойную нишу на российском рынке. В противном случае весь процесс импортозамещения на железной дороге по факту окажется лишь сменой импортера: европейского производителя заменили на китайского.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер06.09.2023