23-04-24 / 2024
Новости отрасли
Рыбы приплывет больше

Отправка морепродуктов по сети ОАО "РЖД" внутри страны традиционно востребована. Но участники рынка отмечают ряд барьеров, сдерживающих дальнейшее увеличение объемов транспортировки.

Переориентация на внутренний рынок

По данным ОАО "РЖД", объемы перевозки рыбной продукции из Приморья в I квартале этого года достигли 201 тыс. тонн, что на 9,6% больше аналогичного периода прошлого года. В марте отправлено 73,7 тыс. тонн морепродуктов. Это на 20,6% выше аналогичного периода 2023 года.

Рост связан с перенаправлением на внутренний рынок части рыбной продукции, которая ранее шла на экспорт в европейские страны. "В 2022 году в связи с санкционными ограничениями Европа закрыла свои порты и тем самым лишила себя русской рыбной продукции, которая пользуется большой популярностью во всем мире", – рассказали "Гудку" в объединенной пресс-службе Росрыболовства.

При этом новые рыбоперерабатывающие мощности, построенные на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) в рамках первого этапа инвестиционных квот, а это 14 современных заводов на Камчатке, в Приморье и Сахалинской области, позволяют обеспечить потребности внутреннего рынка. На втором этапе планируется построить еще 11 заводов и 4 логистических комплекса.

Основной объем рыбной продукции в марте был направлен в регионы европейской части России, Урала и Сибири. В центральные и западные регионы страны, помимо рыбной продукции, направляются креветка, моллюски, филе, икра, фарш и прочие виды морепродуктов.

Президент транспортно-экспедиторской компании "Таскор-21" Виталий Момот пояснил "Гудку", что основной объем рыбной продукции и спрос на нее приходится на Московскую область – примерно 250 тыс. тонн рыбы в год. Следом идет Екатеринбург – 150-180 тыс. тонн. "Спрос в Екатеринбурге напрямую зависит от множества рыбоперерабатывающих предприятий, расположенных в этом регионе", – уточнил он.

Объективные причины

Эксперты отрасли и операторы выделяют ряд факторов, позволяющих увеличить перевозки рыбопродукции. Так, российские рыбаки в первые месяцы этого года нарастили объемы вылова рыбы и морепродуктов. По данным Росрыболовства, на 16 апреля добыча водных биоресурсов на Дальнем Востоке составила почти 1,4 млн тонн, что превышает прошлогодний показатель на 7,5%. Хорошие показатели на промысле минтая: улов увеличен на 8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, камбалы – плюс 5%, сельди – рост на 13,5%. "В масштабах страны это существенные цифры", – считает Виталий Момот.

Генеральный директор компании "Дальрефтранс" (входит в Транспортную группу FESCO), член АСОРПС Андрей Гречкин объясняет положительную динамику во внутрироссийских поставках произошедшим увеличением и обновлением парка операторов рефрижераторных контейнеров. По данным Виталия Момота, по окончании пандемийного периода COVID-19 парк рефрижераторных контейнеров в России вырос вдвое – до 11 тыс. единиц.

Отметим, что в марте доля перевозки морепродуктов в контейнерах по железной дороге из Приморского края составила порядка 70% и достигла 51,8 тыс. тонн.

"Помимо перечисленного помогает поддержка государства (субсидирование железнодорожного тарифа), которую, безусловно, нужно расширять на дополнительные номенклатуры рыбы (соответствующие предложения мы направили в Минсельхоз) и делать более прогнозируемой", – считает Андрей Гречкин.

Напомним, механизм субсидирования перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока был запущен в середине октября 2021 года по решению президента России Владимира Путина.

Увеличить объемы

В объединенной пресс-службе Росрыболовства отмечают, что проблем, препятствующих увеличению перевозок рыбной продукции, нет. Объемы перевозок регулируются спросом на рыбную продукцию, который в настоящее время обеспечивается в полной мере.

Есть и противоположная точка зрения. Так, операторское сообщество отмечает ряд затруднений, которые могут препятствовать дальнейшему увеличению объемов транспортировки продукции по железной дороге из Приморья. В частности, это ограничения пропускной способности железных дорог, особенно в периоды пиковых нагрузок. Сокращение лимитов на перевозку из Центрального федерального округа на Дальний Восток приводит к нехватке порожнего оборудования и подвижного состава в ДФО (в замкнутой системе важна ритмичная ротация).

"Для дальнейшего увеличения объемов транспортировки продукции по железной дороге необходимо решить эти проблемы", – поясняет Андрей Гречкин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.04.2024