08-04-20 / 2020
Новости отрасли
Рыбу ждут на суше

Перевозка рыбных консервов с Дальнего Востока железнодорожным транспортом выросла на 15%

Погрузка продовольственных товаров в контейнерах на Дальневосточной дороге с начала года составила 117,7 тыс. тонн (+2% к 2019 году), из них более 75 тыс. тонн – это рыбная продукция. Эта тенденция связана с тем, что после закрытия портов экспортные грузы, и в частности рыба, переориентировались на внутренний рынок. По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, контейнерная отправка рыбных консервов с Дальнего Востока за март выросла на 15%. По данным Дальневосточной железной дороги, погрузка увеличилась до 7,5 тыс. тонн в месяц, погрузка свежемороженой рыбы выросла на 6%, до 57,4 тыс. тонн. Основной объем рыбной продукции следует в адрес грузополучателей Московской, Свердловской, Горьковской, Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорог.

Основной причиной увеличения погрузки рыбопродукции с Дальнего Востока участники перевозочного процесса называют снижение, а иногда и полный запрет экспорта в ряд стран в период эпидемии коронавируса.

"Традиционно улов Дальневосточного региона ориентировался на экспорт. Однако сейчас многие границы из-за эпидемии закрылись, рыбу, в основном минтай, которая ранее уходила за рубеж, перестали принимать в портах, и рыбная продукция в огромном количестве хлынула на российский рынок", – отметил президент транспортно-экспедиторской компании, которая занимается перевозкой промышленных и скоропортящихся грузов, ООО "Таскор-21" Виталий Момот.

По данным Росрыболовства, к началу апреля российские рыбаки выловили около 1,4 млн тонн водных биоресурсов – на 6,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в Дальневосточном бассейне уловы достигли 1,07 млн тонн.

"Сезонное увеличение объема перевозок, по большому счету, является лишь счастливым исключением, связанным с тем, что китайские получатели не смогли в полном объеме принять продукцию из России. А у российских рыбаков не было дополнительных возможностей для хранения продукции, и, соответственно, ее начали отгружать в центральную часть страны без подтвержденного спроса", – считает президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Михаил Синев.

Еще одной проблемой, с которой сталкивается рынок железнодорожных перевозок рыбной продукции, эксперты считают конкуренцию с автотранспортом, особенно на дальних расстояниях.

"Несмотря на то что в новых правилах перевозки скоропорта подвижной состав выбирает грузоотправитель, рыба и рыбная продукция должны перевозиться в специальном подвижном составе (с холодильным оборудованием и поддержанием температурного режима от –16 до –20 градусов). Когда груз приходит, к примеру, в Москву с температурой –14 градусов, он направляется на анализ. И только если лаборатория дает оценку, что продукция пригодна для дальнейшей реализации, ее домораживают, – рассказал Виталий Момот. – Дорога из Москвы до Владивостока составляет 9,2 тыс. км, и, конечно, нужен специализированный подвижной состав, который может поддерживать необходимый температурный режим. При этом стоимость такой доставки за один 40-футовый контейнер составляет 200 тыс. руб., время в пути – 12–15 суток. А автомобили с Дальнего Востока едут около 10 суток при той же стоимости перевозки".

Виталий Момот добавил, что ситуация с перевозкой рыбных консервов обстоит лучше, так как температурный режим не такой жесткий. Поэтому нарастить погрузку этого вида груза значительно проще.

"К примеру, с Дальнего Востока компания "Доброфлот", которая производит очень большое количество консервов и отгружает порядка 70 вагонов только в европейскую часть России, перевозит продукцию в вагонах-термосах, которые дают возможность поддерживать температурный режим длительное время. Однако если температура на улице плюсовая, то этот подвижной состав может терять градус в сутки, что также плохо при перевозках на дальние расстояния", – подчеркнул он.

Стоит отметить, что в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики сейчас обсуждаются с отраслевыми ассоциациями, логистическими организациями и рыбопромышленниками меры по стимулированию поставок рыбной продукции на внутренний рынок.

"В частности, речь идет о возможном субсидировании перевозок", – пояснил Виталий Момот.

В неблагоприятных эпидемиологических условиях для увеличения скорости доставки социально значимых грузов, в том числе рыбной продукции, региональные филиалы ОАО "РЖД" реализуют ряд мер. Так, на ДВЖД существует услуга перевозки в составе ускоренных рефрижераторных поездов по расписанию – "Грузовой экспресс". Сервис позволяет объединить погруженные вагоны с различных станций в одну группу, которая будет доставлена по назначению без переработки в пути следования, что позволяет клиентам сократить сроки доставки, значительно снизить время использования подвижного состава, а также обеспечить гарантированный вывоз продукции в согласованные даты.

Как ранее сообщал "Гудку" начальник Дальневосточного ТЦФТО (филиал ОАО "РЖД") Виктор Демьянко, в 2020 году в рамках услуги "Грузовой экспресс" на ДВЖД разработана дополнительная технология, которая позволяет осуществлять прицепку группы вагонов в состав маршрутов с контейнерами.

"У нас есть контейнерные поезда, состоящие из 57 условных вагонов (в отличие от полносоставных длиной 71 вагон). В их состав и включают прицепную группу "Грузового экспресса". Это позволяет обеспечить регулярность и ускоренные сроки доставки контейнерного маршрута до станции следования. Дальше грузы обычным порядком следуют до своей станции назначения", – пояснил он.

По данным российских ретейлеров, дефицита свежемороженой рыбы и рыбных консервов сейчас нет – запасов только на российских складах хватит примерно на два месяца.

По словам руководителя аналитического агентства "Рыбсеть" (входит в торговую марку "Рыбсеть", которая занимается реализацией рыбной продукции) Полины Кировой, на складах России находится около 75 млн банок рыбных консервов всех видов рыб, которых хватит примерно на два месяца штатного потребления.

"Рыбоконсервные заводы в стране в случае резкого увеличения спроса могут нарастить выпуск своей продукции. Однако свежемороженой рыбы на складах хранится не более 110 тыс. тонн. При этом большую часть выловленной за год рыбы (до 60%) Россия отправляет на экспорт в Китай, Корею, Японию и страны Евросоюза, оставляя у себя небольшие запасы. Государство может ликвидировать дефицит мороженой рыбной продукции, предписав рыбакам отгружать больше выловленной и замороженной на борту траулеров рыбы на внутренний рынок", – резюмировал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.04.2020