26-02-14 / 2014
Новости отрасли
Рыбная арифметика

Объемы вылова водных биоресурсов в нашей стране в 2013 году продолжали расти. Однако перевозчики улова столкнулись с рядом серьезных проблем, которые им предстоит решить. К проблемам конкуренции между видами транспорта добавились притеснение со стороны китайских компаний, отмена тарифных привилегий, а также сомнения в качестве подвижного состава.

Рефрижераторные компании ищут способы ведения бизнеса в условиях конкуренции с морским и автомобильным транспортом. В ОАО «Рефсервис» сообщили, что объем внутрироссийских железнодорожных перевозок водных биоресурсов за 2013 год составил 722 тыс. тонн, что на 4,5% меньше показателей 2012 года. Сама компания перевезла 186,2 тыс. тонн – это 25,8% от общего объема.

У ОАО «Рефсервис» два основных маршрута перевозок: с Дальнего Востока в центральные регионы страны и из портов Санкт-Петербурга и Мурманска в регионы Урала и Сибири. В компании опасаются, что, несмотря на прогнозируемый прирост вылова рыбопродукции в 2014 году, объем перевозок может остаться на уровне 2013 года или даже сократиться. Основная причина в конкуренции морского транспорта, особенно со стороны Китая.

«Сейчас основная причина падения перевозок рыбы – уход на экспорт в Китай. Там предлагают большую цену, у них развита переработка. Они покупают исходный материал за большую цену и, переработав его в филе, например, в три раза дороже продают обратно в Россию», – замечает директор по маркетингу и развитию ОАО «Рефсервис» Олег Богомолов.

В компании ООО «Агентство Рефперевозки» к существенным проблемам также относят нездоровую конкуренцию в тарифообразовании.

«Сегодня перевозка рефконтейнеров стоит от 17 до 27% дороже, чем перевозки в вагоне-термосе, изотермическом вагоне-термосе и рефсекции. Перевозка из Владивостока до Москвы в вагоне-термосе килограмма груза будет стоить примерно 3,1 руб., в рефсекции – 3,7 руб., а в рефконтейнере – 5,2 руб.», – замечает директор группы компаний ООО «Агентство Рефперевозки» Ильдус Халиков.

В компании считают, что на рынке остается огромное количество некачественного подвижного состава.«Учитывая, что тариф перевозки ниже, чем в рефконтейнере, безусловно, клиент иногда выбирает не качество перевозки, а цену», – добавил Ильдус Халиков.

Он считает, что в 2014 году большая часть груза может уйти на автотранспорт, поскольку тот не уступает ни в качестве, ни в сроках доставки грузов.

«Мы видим серьезную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта, особенно в летний сезон, когда стоимость перевозки относительно рентабельна для железной дороги. Автомобили легко перевозят рыбопродукцию по цене 7,5–8 руб. за 1 кг до Москвы. Текущая цена перевозки нами сегодня составляет в районе 8 руб. за 1 кг, при этом автомобильный транспорт высококонкурентен и львиная доля объемов уходит туда. Высоки риски, что в 2014 году порядка 30% уйдет на автомобили», – отмечает он.

Также с 2014 года отменен введенный два года назад ФСТ России исключительный тариф с коэффициентом 0,92 на перевозки рыбы в различных типах вагонов во внутригосударственном сообщении со станций Октябрьской, Калининградской, Дальневосточной, Северной железных дорог.

Как рассказали в департаменте тарифной политики перевозочных видов деятельности ОАО «РЖД», исключительный тариф был введен ФСТ по инициативе РЖД в целях увеличения объемов железнодорожных перевозок и поддержки рыбного хозяйства России, но с этого года в соответствии с условиями участия России в ВТО и ЕЭП принято решение о прекращении действия ряда исключительных тарифов, в том числе на перевозки во внутригосударственном сообщении рыбы в рефрижераторном подвижном составе.

«Я не исключаю, что мы, как рефконтейнерная компания, если не увидим возможности перевозить грузы с Дальнего Востока железнодорожным транспортом, перейдем на автомобильный, чтобы не потерять клиентов при перевозках», – замечает Ильдус Халиков.

Однако Олег Богомолов не столь категоричен. Он признает, что вагоносоставляющая доходность ОАО «Рефсервис» снизилась из-за отмены исключительного тарифа, однако это не приведет к массовому переходу на автотранспорт.

«Я думаю, что массового перехода на автотранспорт не произойдет. Цены на инфраструктуру сейчас достаточно низкие, тем более немногие станут отправлять груз с Дальнего Востока в Екатеринбург в наших суровых зимних условиях. И цена на автомобильное топливо дороже», – говорит он.

В одном рефкомпании все же сходятся: запущенная в прошлом году перевозка рыбы по Северному морскому пути не может быть аналогом железнодорожным перевозкам.

«Северный морской путь не сможет составить реальную конкуренцию, если государство не предоставит льготы. Нужно же ледоколом прочищать путь, чтобы перевезти рыбу морским транспортом. Это, конечно же, повлияет на ее цену», – добавил Олег Богомолов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.02.2014