13-11-19 / 2019
Новости отрасли
Ряд ГОКов предлагает ограничить ж/д транзит российского ЖРС на 3 мес

АО "Укрзализныця" (УЗ, Киев) увеличило транзит железорудного сырья (ЖРС) из РФ в ущерб перевозкам аналогичной украинской продукции, говорится в письме руководителей Северного, Южного, Ингулецкого, Центрального и Полтавского горно-обогатительных комбинатов (ГОКов) в адрес Министерства инфраструктуры и Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства.

"Мы входим в перечень основных клиентов УЗ, перевозки продукции предприятий нашей отрасли составляют 21% (70,2 млн тонн) от всего ее грузооборота (...) В последнее время наши предприятия сталкиваются с большими трудностями при транспортировке своих грузов к пунктам назначения, в первую очередь к морским портам. Начиная с июня 2019 года, наблюдается существенное увеличение объемов транзита ЖРС российского производства через территорию Украины", - говорится в документе, копией которого располагает агентство "Интерфакс-Украина".

Его авторы отмечают, что транзит ЖРС российского производства движется в направлении портов Черного моря, которые могут принимать суда грузоподъемностью свыше 200 тыс. тон (capesize) и имеют критическое значение для украинских горняков, металлургов и энергетиков. По данным УЗ, в третьем квартале 2019 года объемы транзитных перевозок железной руды, железорудного концентрата, и окатышей из РФ в направлении припортовых станций выросли более чем на 113% по сравнению с первым кварталом - с 803 тыс. тонн до 1,710 млн тонн. При этом, отмечается в письме, система тарифообразования УЗ для транзитных грузов построена таким образом, что увеличение объема транзитных перевозок приводит к двукратному снижению тарифа ($/тонно-км), а потенциальные потери от такой политики достигают 1,2 млрд грн в год.

"Кроме неэффективной системы тарифообразования на транзитные перевозки, к ним применяется преференциальная система планирования (для транзитных грузов действует единое согласование на уровне месячного плана, тогда как украинские экспортеры вынуждены ежедневно согласовывать заявки на следующие сутки/несколько суток). Все это позволяет отправителям транзитных грузов достигать высших показателей выполнения подтвержденных планов перевозок", - говорится в письме.

В нем также отмечается, что искусственные ограничения УЗ на отправку продукции отечественных предприятий приводят к росту расходов грузовладельцев на привлечение грузовых вагонов, сокращению объемов отгрузки и, соответственно, выручки, вынуждая накапливать готовую к отгрузке продукцию на складах. Так, только за сентябрь запас ЖРС на складах ряда ГОКов увеличился на 438 тыс. тонн, что превышает норматив более чем на 600 тыс. тонн, а потери экспортной валютной выручки из-за недогрузки уже достигли $30 млн.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, руководители ГОКов обратились к главам обоих министерств с просьбой незамедлительно решить проблемы ж/д перевозок в порты, в частности создать межведомственный штаб при участии Мининфраструктуры, Минэкономики, представителей ГМК, УЗ и портов ("Южный", "Черноморск") для оперативного решения вопросов логистики грузов ГМК.

Кроме того, авторы письма требуют пересмотреть политику предоставления специальных условий/скидок компаниям, которые перевозят транзитные грузы, предлагая вменить УЗ первоочередное выполнение заявок украинских предприятий-экспортеров в полном объеме, а также наладить ежесуточный контроль за выполнением заявок на перевозку продукции украинских ГОКов. "Поскольку последние три месяца УЗ предоставляла приоритет транзитным грузам, одновременно теряя возможность дополнительно зарабатывать на высшем тарифе украинских экспортеров, считаем справедливым ограничить транзит ЖРС российского производства на следующие три месяца (не более 300 тыс. тонн/мес.), чтобы отечественные предприятия смогли отгрузить все накопленные на складах запасы", - говорится в письме.

Его авторы также предлагают приостановить действие приказа Мининфраструктуры от 27 мая 2013 года №316 "О портовых сборах", которым предоставляется 50%-ная скидка для транзитных грузов российского производства, до прекращения Операции объединенных сил (ООС).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс13.11.2019