08-02-22 / 2022
Новости отрасли
Русская сталь: ФАС пытается выдать лоббирование интересов некоторых операторов полувагонов за благое дело

В Ассоциации "Русская Сталь" высказали свою позицию к приказу ФАС, который приводит в соответствие тарификацию на перевозки стального проката в контейнерах-платформах типа 29Р9 с перевозками в вагонах. Напомним, что по оценкам ведомства, унификация тарифов, позволит собственникам вагонов планировать стратегию развития на долгосрочный период и своевременно обновлять подвижной состав.

"Унификация как способ усреднения обязательно ущемляет чьи-то интересы. Но самое главное, процесс унификации тарифов не должен "убивать" перспективные технологии перевозки, направленные на бережную доставку продукции высокого передела. Для того что бы достойно конкурировать на мировом рынке недостаточно просто произвести продукцию высокого качества, ее нужно доставить покупателю без потери качества. К примеру, проект приказа ФАС "О внесении изменений в Прейскурант № 10-01 Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", декларируется как унификация, но напротив сводит на нет все усилия металлургов по выживанию в конкурентной борьбе на мировых рынках за счет повышения качества продукции и не позволяет планировать какую-либо стратегию как металлургическим компаниям, так и операторам контейнеров. Меняя правила игры, столь резко и без обсуждения, ФАС создает климат непредсказуемости тарифной политики и ухудшает инвестиционную привлекательность транспортной отрасли. Собственники и операторы не могут рассчитывать на гарантии государства", отмечает представитель Ассоциации "Русская Сталь".

Что касается непосредственно самой унификации, в Ассоциации считают, что реформа Прейскуранта нужна. Но, говоря в разрезе данного Приказа, подчеркивают, что речь идет не об унификации, а "о банальном повышении тарифов, что противоречит принципам долгосрочного тарифообразования".

"Унификация – это приведение чего-либо к единообразию, к единой системе. Но если мы меняем систему контейнерного тарифа только для одного типа контейнеров, то, наоборот, уходим от единообразия контейнерного тарифа. Если говорить о единообразии всех тарифов, то это должно касаться всех перевозок в целом. Таким образом, ФАС пытается выдать лоббирование интересов некоторых операторов полувагонов за благое дело", высказываются в Ассоциации.

По мнению металлургов, решение ФАС не создает равных условий для участников перевозки, а дает преференции операторам полувагонов, так как контейнерные перевозки (сам подвижной состав) дороже, чем вагонные. Кроме этого дополнительные требования ОАО "РЖД" по осмотру фитингов перед каждой погрузкой увеличивают расходы грузовладельца, которые в конечном итоге ложатся в цену готовой продукции.

Именно поэтому на контейнерные перевозки есть определенные преференции в железнодорожном тарифе: в Прейскуранте № 10-01 выделена отдельная контейнерная составляющая (коэффициент 0,76), которая компенсирует грузовладельцу или оператору стоимость самого контейнера.

Представители "Русской Стали" добавляют, что изменение расчета тарифа поставит под угрозу реализацию проектов по строительству контейнерных терминалов в Магнитогорске и Липецке и по выпуску контейнеров-платформ для ПАО "Северсталь".

"Если контейнерная перевозка в целом, включая стоимость контейнеров и платформ, будет дороже вагонной, не будет смысла развивать контейнерную инфраструктуру. По расчетам, использование контейнерных терминалов сократит оборот вагонов внутри предприятий на 4-5 дней и улучшит оборачиваемость вагонов на сети. То есть, тем же самым объемом платформ можно будет перевести больше контейнеров и, соответственно, груза, что очень актуально в условиях хронических пробок на сети РЖД", говорят в Ассоциации.

Вместе с тем, источник на рынке контейнерных перевозок в разговоре с "РЖД-Партнер" объясняет, что для перевозки стального проката в рулонах разработан не только специализированный подвижной состав, но и специальное многооборотное оборудование для универсальных вагонов-платформ, представляющее собой сварную раму с ложементами и торцевыми стенками. Подобных технических решений – множество, но все они считаются съемным оборудованием, и расчет платы за перевозку осуществляется как за повагонную отправку, в то время как контейнер-платформа типа 29Р9, который технически ничем не отличается от других подобных, имеет маркировку контейнера и тарифицируется по-другому.

"Это, естественно, является дискриминаций по отношению с другим видам подвижного состава, на что и обратила внимание ФАС. Тарифы на перевозки для однотипных видов подвижного состава должны быть одинаковыми, чтобы у всех участников перевозочного процесса были равные условия на рынке. Соответственно какие-либо преференции недопустимы и должны быть устранены, о чем и говорится в приказе ФАС", высказывается источник.

Так или иначе, дискуссия на рынке продолжается, и многие участники рынка отмечают противоречивость последствий принятого Приказа и создание возможности дискриминации по тарифу одного вида специализированных контейнеров против других.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер08.02.2022