13-05-15 / 2015
Новости отрасли
Рубль ударил по экспорту

Минэкономразвития констатировало углубление спада экономики. Данные по железнодорожным перевозкам на экспорт в апреле дают основание говорить, что пока такая тенденция сохраняется. МЭР ждет оживления экономики лишь к концу года.Внешняя торговля будет придерживать перевозки и в текущем месяце. "Падение ВВП России в марте ускорилось до 3,4% в годовом исчислении, – говорится в мониторинге Минэкономразвития, который был опубликован на сайте 29 апреля. – Данные за март текущего года показали углубление спада экономики. ВВП с исключением сезонного и календарного фактора сократился в марте на 1% после снижения на 0,3% в феврале".

Отрицательное влияние на динамику ВВП в марте оказали сокращение объемов торговли, снижение объемов строительных работ и падение экспорта газа при консервативной оценке динамики нефтепродуктов, отмечают в министерстве.

Ведущие российские эксперты, которые представляют Институт экономической политики имени Гайдара, Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ и Всероссийскую академию внешней торговли Минэкономразвития, в своем анализе экономической ситуации по первому кварталу также указывают на заметное сокращение экспорта.

"Экспорт сократился на 29,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (с $123 млрд до $86,6 млрд), в том числе экспорт сырой нефти – на 41% (до $22,9 млрд), а природного газа – на 39% ($10,8 млрд).

"Пищевая промышленность и сырьевой сектор российской индустрии, ориентированный не только на внутренний, но и на внешний спрос (нефтепродукты, металлургия, деревообработка), демонстрировавшие в начале года неплохую динамику, в марте замедлялись или сокращали производство, – говорится в докладе. – Тогда как в потребительском (производство одежды и обуви) и машиностроительном секторах, показавших в начале года существенные темпы спада, в марте наблюдались признаки стабилизации – темпы спада замедлились. По всей видимости, такой разворот также связан в том числе с эффектом укрепления рубля, сократившего преимущества в экспортно ориентированных отраслях и улучшившего положение импортозависимых".

Как показывают оперативные данные ОАО "РЖД", не стоит ждать улучшения и в статистике апреля. Компания отмечает резкое снижение экспортных перевозок по сравнению с мартом. В целом за этот месяц они снизились на 10%, а по отношению к апрелю 2014 года – на 5,9%. Фактически лишь перевозки металла показали небольшой рост, в то время как нефть упала более чем на 2%, а все остальные массовые номенклатуры (в том числе и уголь) – порядка 10%.

Помимо общего снижения производства, которое отражается в данных по ВВП, на основные номенклатуры действуют специфические факторы.

"Сейчас отечественные нефтеперерабатывающие заводы проводят работы по модернизации, направленные на сокращение производства низкокачественной продукции и увеличение доли выпуска высококачественной, но в меньших объемах, – говорит заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Сергей Старых. – Глубина переработки нефти может возрасти в этом году до 73,5%. При этом доля моторных топлив 5-го класса должна возрасти с 58% от общего объема до 61%. Поскольку ОАО "РЖД" испытывает максимальное конкурентное давление со стороны трубопроводного транспорта именно в сегментах перевозок сырой нефти и светлых нефтепродуктов, эти тенденции создают существенные риски сокращения потенциальной грузовой базы железнодорожных перевозок нефтяных грузов в этом году".

В первом квартале погрузка угля выросла на 4%, однако экспорт упал на 1%. Перевозки же на внутреннем рынке увеличились на 8%. По прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году объем добычи угля в стране сохранится на уровне прошлого года, экспорт вырастет на 1% в годовом исчислении. Как указывают в РЖД, российские компании испытывают трудности с наращиванием экспорта, потому что, к примеру, Китай вводит все более жесткие ограничения по качеству и нашим производителям трудно конкурировать по цене с иностранными.

Что же касается стали, то в январе – марте 2015 года, по данным Росстата, ее производство в России выросло на 3,5% в годовом исчислении, и здесь продолжаются тенденции, которые начались еще осенью 2014 года, – увеличение доли экспорта. При этом все ведущие мировые сталелитейные компании прогнозируют увеличение на 1,5–2% роста потребления в мире, и в частности роста импорта в Европу. Одним из драйверов является то, что Китай выводит из эксплуатации свои устаревшие сталелитейные мощности, указывают в РЖД.

По прогнозу Минэкономразвития, несмотря на предполагаемое снижение объемов выработки в 2015 году в России, ожидается увеличение экспорта металлопроката на 7,0–10,0%, в том числе и из-за девальвации рубля. В трубном сегменте прогнозируется рост экспортных поставок на 3%.

Для аналитика Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимира Сальникова столь резкое падение экспортных перевозок оказалось несколько неожиданным, потому что, по его мнению, эффект от девальвации рубля еще не должен быть исчерпан так скоро и роста негативных тенденций от укрепления валюты стоило ожидать в мае, а не в апреле.

"Скорее всего, это означает, что сами производители в условиях укрепления предпочли не расширять рынки и не предоставлять скидок, удовлетворившись тем доходом, который они уже получили от девальвации", – считает эксперт.

Если брать более долгосрочные прогнозы, то для Минэкономразвития некоторое ухудшение ситуации едва ли стало большим сюрпризом. Ведомство в недавно обновленном прогнозе утверждает, что рецессия в экономике продлится все три квартала и лишь в конце года будет наблюдаться некоторое оживление, которое в 2016 году перерастет в компенсационный рост. По разным параметрам сценарных расчетов, на докризисный уровень, в том числе и по экспорту, экономика должна выйти в 2017-м или в 2018 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.05.2015