27-06-24 / 2024
Новости отрасли
«Рубикон» продал переход

Мост через Амур на границе с Китаем меняет владельца

Железнодорожный мост Нижнеленинское-Тунцзян на границе с Китаем может обрести нового собственника и оператора. Инфраструктура моста уже перешла к компании ИФР-1, где долей владеет ЗПИФ "Ипомея" и структура Газпром банка. По данным "Ъ", ИФР-1 также может стать новым оператором объекта. По мнению юристов, ЗПИФ в этом случае может быть задействован не столько для обеспечения анонимности бенефициаров, сколько для возможности введения новых партнеров в проект.

Как стало известно "Ъ", намечается реструктуризация владения российской частью железнодорожного трансграничного моста Нижнеленинское-Тунцзян. Управляющее объектом ООО "Рубикон" продало недвижимое имущество-мостовой переход - ООО ИФР-1, сказано в пояснениях к отчетности "Рубикона" за 2023 год. Подписание акта приема-передачи должно, согласно документу, состояться до 1 июля, договор заключен в декабре 2023 года. Стоимость имущества - 27 млрд руб. "Так как мостовой переход является единственным активом, от эксплуатации которого общество получает выручку, не исключена вероятность принятия участниками общества решения о ликвидации ООО "Рубикон"", - сообщается в отчетности.

По данным Kartoteka.Ru, 51% ООО ИФР-1 принадлежит ЗПИФ "Ипомея" под управлением "ААА Управление капиталом" (бывшая "Газпромбанк - управление активами"). По 24,5% - у подконтрольного Газпромбанку ООО "Инфраструктура ГЧП" и ООО "Карекс" Eлены Полянской. В Газпромбанке от комментариев отказались.

ООО "Рубикон" изначально принадлежало Фонду развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ) и Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ). Сейчас, сообщается в отчетности, компания находится под конечным контролем РФ и Китая. По 28,125% в ООО владеют кипрские Exarzo Holdings Ltd. и Laxont Holdings Ltd., права которых по решению суда приостановлены до конца 2024 года, сказано в отчетности. Эти структуры фигурировали ранее как аффилированные лица Российско-китайского инвестиционного фонда (создан РФПИ и China Investment Corporation) и ФРДВ. Eще 25% "Рубикона" принадлежит АО "РЖД-Инфраструктурные проекты". В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что на данный момент "РЖД-Инфраструктурные проекты" продолжает владеть этой долей. В декабре 2023 года в капитал "Рубикона" вошла ИФР-1, выкупив у ВЭБ.ДВ долю в 18,75% за 849 млн руб., сказано в отчетности.

Мост Нижнеленинское-Тунцзян плановой пропускной способностью в 5,5 млн тонн в год с возможностью роста до 9,6 млн тонн расположен в Eврейской автономной области. Движение запущено в ноябре 2022 года. В основном эксплуатируется в экспортном сообщении, перевозится уголь и железная руда, в небольших количествах - контейнеры.

В январе-мае 2024 года перевозки через Нижнеленинское- Тунцзян выросли в 2,3 раза, до 2,2 млн тонн. В том числе было экспортировано 1,4 млн тонн угля и 674 тыс. тонн руды. По информации "Ъ", китайская сторона рассматривает в перспективе организацию пассажирского сообщения через Нижнеленинское-Тунцзян. В 2023 году "Рубикон" получил за использование железнодорожной инфраструктуры 1,57 млрд руб., сказано в отчетности.

По словам источника "Ъ", ИФР1 в итоге станет оператором моста. Хотя другой собеседник "Ъ" уверяет, что происходит только "определенная реструктуризация владения". А один из собеседников "Ъ" констатирует, что происходит классический для корпоративных практик последних двух лет перевод актива во владение ЗПИФа, скрывающего участников и обеспечивающего определенную защиту от санкций.

Впрочем, управляющий партнер Veta Илья Жарский не думает, что в данной ситуации выбор ЗПИФа обусловлен санкциями. Как отмечает эксперт, анонимность бенефициаров не является абсолютной и не позволяет скрыть сам факт сделки, а использование ЗПИФа может быть связано с особенностями финансирования. Обычно, говорит господин Жарский, ЗПИФы создаются с целью привлечения инвестиций в проект при условии, что число инвесторов может со временем меняться, равно как может и соотношение объемов вложенных в проект средств со стороны его участников. По его словам, ЗПИФ предполагает куда более низкий порог входа и выхода инвестора, при котором не требуется увеличение уставного капитала, созыв общего собрания участников и т. д.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ27.06.2024