07-10-14 / 2014
Новости отрасли
РСП: Проект на Русском острове повысит конкурентоспособность Риги и Латвии

В Рижском свободном порту (РСП), несмотря на сложную геополитическую и международную ситуацию, продолжает расти объем переваленных грузов.

Это прямая заслуга порта и работающих на его территории стивидорных компаний, полагает член правления РСП депутат Елгавской думы Иварс Яковелс.

В последнее к Русскому острову (Криеву сала), где реализуется масштабный проект строительства новых портовых терминалов, привлечено особое внимание. Проект Криеву сала реализуется в соответствии с графиком, и правление порта единогласно поддержало план действий, направленных на то, чтобы исключить возможность отказа ЕС софинансировать проект.

За 8 месяцев текущего года объем грузов рос, несмотря на натянутые отношения России и ЕС и введенные санкции. Прирост насыпных грузов за указанный период составил 9,3% - увеличение произошло в основном за счет угля, генеральных грузов - 7,3%, а объем наливных грузов вырос на 33,5%. Таким образом, общий прирост грузов за январь-август этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 14,2%.

Ежегодный прирост объемов обработанных в порту грузов доказывает, что у РСП и транзитного потока есть потенциал развития, и что принятое в 2006 году решение - часть грузов перенаправить на противоположный берег Даугавы - на Криеву сала, где сейчас реализуется самый крупный в истории Латвии инвестиционный проект - было правильным. Общие издержки на строительство инфраструктуры острова - более 100 млн евро, проект софинансируют порт, государство, самоуправление и ЕС.

Одной из причин, почему в договорах о строительстве было предусмотрено, что на остров будет перенесен ряд грузов, в том числе работы по перевалке угля, была плохая экологическая ситуация в центре Риги. На данный момент в Экспортоста работает две стивидорные компании, перегружающие уголь - ООО Strek и ООО Riga Coal terminal, которые тесно связаны с крупнейшей стивидорной компанией РСП - ООО RCT. Компания Strek уже подписала договор о переносе бизнеса, переговоры же с руководством ООО RCT продолжаются. Правда, компания активно ищет аргументы, почему не стоит отказываться от перевалки угля в центре Риги.

Правление РСП разработало и утвердило план, как действовать в случае, если компания RCT все же не согласится переносить свой бизнес - он включает ряд ограничений на деятельность предприятия, вплоть до разрыва договора с РСП. Предприниматели хорошо понимают последствия. Кроме того, уже сейчас ясно, что даже при благоприятных условиях бизнес RCT в Экспортоста в течение ближайших лет придется прекратить. Причем не только из-за экологической ситуации, но и из-за "Российских железных дорог", которые собираются внедрить новую методику разгрузки угля, для чего придется создавать новую инфраструктуру. Сложившаяся ситуация заставляет думать, что ООО RCT намеренно тянет время и хочет сорвать проект Криеву сала, чтобы не вкладывать в него свои деньги - порт построил причалы и обеспечил железнодорожные подъездные пути, а строить угольные терминалы должны уже сами предприниматели. Создается впечатление, что в ходе предвыборной гонки чиновники своим предложением уволить управляющего портом, как бы подыгрывают предпринимателям, которые пытаются избавиться от взятых на себя обязательств.

Даже в случае наихудшего сценария развития событий порт не останется без грузов. Груз не является собственностью перевалочных компаний. Если не удастся договориться с RCT о переносе бизнеса, порт объявит тендер на право строить на Криеву сала частные угольные терминалы. Яковелс выразил уверенность, что желающих найдется много.

На этом фоне крайне странными кажутся попытки представителей власти во что бы то ни стало сместить управляющего РСП Леонида Логинова, еще более странными кажутся их аргументы - якобы в будущем ЕС может отказаться от софинансирования проекта по строительству инфраструктуры на Криеву сала. Говорят, что коней на переправе не меняют. Но именно это сейчас пытались сделать члены правления РСП, голосуя за увольнение Логинова. Что еще хуже - в подготовленном в спешке законопроекте не было ни одного кандидата взамен. Вопрос - значит ли это, что таким образом государство старается парализовать работу порта на неопределенное время - остается открытым.

Напомним, 10 сентября на заседании правления Рижского свободного порта (РСП) пост управляющего портом был вновь оставлен за Леонидом Логиновым.

Проект строительства инфраструктуры на Криеву сала близится к завершению, и Яковелсу абсолютно ясно, что сейчас менять руководителя - просто безответственно. Если порт оставить без эффективного управления, это может привести к уничтожению латвийского транзитного бизнеса и уникального проекта.

Ежемесячно и ежегодно объемы перевалки грузов в Рижском свободном порту растут. Это происходит благодаря успешной работе менеджеров по привлечению в порт новых грузов. Можно спорить о том, что это является лишь заслугой менеджеров, но в любом случае нужно помнить - каждая дополнительная тонна приносит в госказну деньги и дает работу жителям Латвии. Поэтому из-за политических игр было бы очень недальновидно разрушать успешно работающую систему. Проект строительства инфраструктуры на Криеву сала только повышает конкурентоспособность Риги и Латвии в сфере транзитного бизнеса. Сейчас главное - его закончить, чтобы вложения всех сторон начали приносить отдачу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ПортНьюс07.10.2014