05-04-12 / 2012
Новости отрасли
Росжелдор предложил РЖД и операторам договориться об увеличении инфраструктурной составляющей в тарифе при ускоренном обороте вагона

Независимый эксперт, д. э. н. Леонид Мазо считает, что в первую очередь необходимо четко обозначить адресатов новой инициативы, тогда многие вопросы отпадут сами собой.

– Леонид Аронович, насколько эффективной представляется Вам сама идея повышения инфраструктурной составляющей в зависимости от скорости оборота вагона? Уместно ли сейчас рассматривать возможные варианты реализации данной схемы, если, по общему мнению, даже простое перемещение вагонов обеспечивать все труднее?

– Отмечу, что от РЖД зависит скорость доставки (и грузов, и порожних вагонов) только на путях общего пользования. Для этого существует тариф большой скорости +50%. Если данный показатель установлен как обязательный (скоропортящиеся грузы, контейнерные поезда и т. п.), то надбавка не применяется. При этом хотелось бы подчеркнуть, что право выбора, естественно, принадлежит не оператору, а грузоотправителю, который и оплачивает тариф за перевозку груза. Если первый выступает отправителем порожнего вагона, то он вправе выбирать данный показатель в отношении порожнего пробега, поскольку именно оператор его фактически и оплачивает. Что же касается тарифа за использование инфраструктуры, то независимые перевозчики могли бы оплачивать пропуск своих поездов большой скоростью, чего я не увидел в разделе 4 Прейскуранта № 10-01. Для отражения запрашиваемой скорости доставки между нормативами грузовой и большой скорости целесообразно перейти на предельный размер увеличения тарифа, а за более высокое значение этого показателя – определить договорной характер тарифа. Такие надбавки разрешены действующим единым перечнем услуг при согласованном времени отправления и прибытия грузов в часовом режиме.

– Насколько, по Вашему мнению, заинтересованы грузовладельцы и операторы в сокращении срока доставки за дополнительную плату?

– Для определенных категорий грузовладельцев эффект может достигаться в ускорении доставки, например, таких грузов, как скоропортящиеся, легковые автомобили и другие ценные и срочные грузы, в том числе в контейнерах и контрейлерах. Это касается груженого рейса. Владельцы вагонов и контейнеров, включая операторов, заинтересованы в ускорении их оборота при высоком спросе на перевозки. Тогда тем же парком, без привлечения путем аренды или покупки вагонов, можно осваивать растущие перевозки. Но от РЖД, даже на магистральных линиях, этот показатель не зависит в полной мере. В идеале – при ритмичном перевозочном конвейере. При задержке с выгрузкой, например, в портах из-за несогласованного подвода судов могут возникать простои вагонов на подходах к ним. При межгосударственных перевозках – только в части пребывания на территории РФ.

В сокращении сроков доставки может оказаться заинтересованным и сам перевозчик – с позиции конкуренции по отношению к автотранспорту, а также с точки зрения производительности локомотивов – благодаря большей участковой скорости. Увеличение за счет этого доставки порожняка в районы с временным дефицитом погрузочных ресурсов позволяет перевозчику выполнить план погрузки.

– Сейчас, когда, по общему мнению, сеть перегружена, не приведет ли торговля скоростью к еще большему хаосу на дорогах, когда для пропуска дорогих поездов будут отставляться с путей обыкновенные составы?

– Заметим, что за просрочку доставки грузов, порожних вагонов и контейнеров перевозчик уплачивает пеню, абсолютный размер которой пропорционален провозной плате. Поэтому перевозчик не должен ухудшать условия перевозки, отдавая приоритет ускоренным перевозкам.

Достаточно высокий размер надбавки за большую скорость (50%) по сравнению с самим ростом этого показателя на 20–30% служит определенным барьером для необоснованного предъявления ее грузоотправителем. По той же причине оператору для частичного ускорения оборота нет смысла премировать грузоотправителя за оплату этой услуги в пользу железной дороги, если тому это не требуется по условиям доставки груза. Ведь данная надбавка очевидно поглотит выгоду на вагонной составляющей, если она устанавливается за тонну или вагон.

– Уместно ли вообще говорить об увеличении скорости, если главные заторы возникают как раз на наиболее популярных маршрутах, где главным тормозом является пропускная способность сети?

– Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, должен "публиковаться перечень железнодорожных направлений, по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью". Это в принципе позволяет отразить технические возможности ускорения перевозок с учетом степени загруженности конкретных линий. За рубежом применялись две технологические линии формирования поездов: с массовыми грузами не менее весовой нормы и ускоренные – в пределах заданной нормы времени. Но пропускной способности там для этого хватало…

– Как Вы оцениваете опасность того, что введение "платы за скорость" фактически легализует торговлю за пропускную способность между участниками рынка: компании будут платить за возможность просто осуществлять перевозки, в то время как особенной необходимости в ее увеличении для них не будет? Просто иначе они могут оказаться на обочине перевозочного процесса.

– Думаю, что соблюдение принципов публичности перевозок, контролируемой антимонопольным ведомством, и взаимной ответственности, которая должна распространяться на договорные отношения и с операторами, не должно привести к этому. Основой для таких взаимоотношений может служить ст. 10 Устава железнодорожного транспорта РФ о долгосрочных договорах на организацию перевозок грузов и п. 11 указанных ранее правил, предусматривающих установление договорных сроков доставки, отличающихся от нормативных. Представляется логичным, чтобы и тарифные условия на перевозки повышенной скоростью также носили договорной характер. Что же касается тарифа за использование инфраструктуры, то независимые перевозчики могли бы оплачивать пропуск своих поездов большой или иной скоростью на договорных условиях с владельцем инфраструктуры по взаимному согласию. При этом выполнение стандартных условий перевозки грузовой скоростью, а также большой скоростью для установленных категорий грузов и поездов по твердым тарифам является обязанностью перевозчика. Заявки грузоотправителей на перевозки с более высокими параметрами могли бы приниматься перевозчиком при наличии достаточных технических средств на свободной договорной основе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru04.04.12А зачем платить больше?