20-08-13 / 2013
Новости отрасли
Ространснадзор предписал приостановить эксплуатацию порядка 25 тыс. вагонов, прошедших процедуру продления срока службы

Нельзя сказать, что предписание Ространснадзора, согласно которому ОАО «РЖД» должно приостановить эксплуатацию порядка 25 тыс. вагонов, прошедших процедуру продления срока службы, произвело эффект разорвавшейся бомбы, но, безусловно, возможные последствия практической реализации данной меры затронут большинство участников рынка. Заинтересованные стороны пока оценивают потенциальные потери и приобретения, однако общие контуры сложившейся ситуации и возникающих вариантов ее развития проступают достаточно ясно.

Напомним, 14 августа текущего года Ространснадзор предписал РЖД приостановить эксплуатацию грузовых вагонов, технические заключения на продление срока службы которых в прошлом году были выданы экспертными организациями, нарушавшими установленные нормативы. «В июле и августе в ходе проверок экспертных организаций были выявлены серьезные нарушения нормативных актов и регламентирующих документов, что дало основания для принятия подобного решения, – пояснили ИА «РЖД-Партнер.Ру» в Ространснадзоре. – Мы понимали возможные последствия данной меры, но угроза безопасности движения была серьезной, иначе бы о приостановлении эксплуатации речь не шла». Впрочем, конкретных примеров нарушений представитель надзорного ведомства не назвал.

Между тем операторы высказываются в пользу того, что опасность серьезно преувеличена. «Это не первое и не последнее предписание. Никаких рисков в плане безопасности эти вагоны при эксплуатации не имеют, я бы даже сказал, что они надежнее новых», – отметил директор одной из крупных компаний, чьи вагоны не подпали под действие предписания. При этом он отметил, что отставление более 25 тыс. вагонов не нанесет серьезного урона транспортному рынку. В НП “Совет операторов железнодорожного транспорта” сообщили, что идет работа по изучению представленных документов и проводятся консультации с причастными сторонами. В НП ОЖдПС отметили, что после ознакомления со списком подвижного состава, подлежащего отставлению, практически никто из членов партнерства в нем своих вагонов не обнаружил. «У Ространснадзора были основания останавливать именно определенный подвижной состав. Такая выборочность объясняется, по-видимому, формальными нарушениями, допущенными экспертными организациями, проводившими диагностирование вагонов, – отметил заместитель председателя партнерства Денис Семенкин. – Мы надеемся, что после устранения этих формальных нарушений данный подвижной состав вновь будет разрешено эксплуатировать». При этом эксперт напомнил, что во всех транспортных происшествиях, произошедших с начала этого года в связи с неудовлетворительным состоянием вагонов (более 50 случаев), только дважды были задействованы вагоны с увеличенным нормативным сроком службы. Причем в обоих случаях вины экспертной организации, осуществлявшей продление, не было, а имели место скрытые дефекты деталей ходовой части подвижного состава. В ОАО «ПГК» сообщили, что на текущий момент собственники подвижного состава не располагают приложением к постановлению Ространснадзора со списком вагонов, подлежащих приостановке. «Пока у нас нет достоверной информации о количестве вагонов ПГК из этого списка», – добавили в компании.

Тем не менее эксперты указывают на то, что под запрет подпадает порядка 25 тыс. единиц. В том числе более 18 тыс. полувагонов, 4,7 тыс. хопперов-зерновозов и порядка 1,5 тыс. цистерн. И если для цистерн и полувагонов эти потери несущественны, то приостановление эксплуатации зерновозов достаточно ощутимо, поскольку это примерно 20% от всего парка данных вагонов на сети РЖД. С учетом начала страды ситуация в данном сегменте может стать чрезвычайно острой.

Впрочем, и в сегменте перевозок универсальным составом события начинают развиваться довольно драматично. Грузовладельцы отмечают динамичный рост ставок операторов. «Уже сейчас рост цены на предоставление полувагонов доходит до 30–40% в сравнении с уровнем середины августа, – констатирует начальник департамента логистики ОАО «Национальная нерудная компания» Алексей Лабырин. По его словам, дефицит подвижного состава начал ощущаться буквально с 16 августа, при этом не только на заводах компании, но и у других производителей щебня. «Ставки растут буквально каждый день. Операторы говорят о том, что в сентябре увеличение, скорее всего, продолжится, при этом мы понимаем, что при номинальном профиците подвижного состава грузить практически не во что», – отметил А. Лабырин.

Ситуацию усугубляет отсутствие достоверной и полной информации о причинах, продуцировавших принятие таких мер. Фактически под угрозой может оказаться каждый продленный в последние годы вагон. По словам А. Лабырина, один из крупных игроков уже информирует о том, что приостановит эксплуатацию порядка 15 тыс. полувагонов, курсирующих в Уральском регионе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru19.08.13Ветеранов – в отставку?