01-03-21 / 2021
Новости отрасли
Рост ж/д погрузки в РФ в феврале чуть замедлился, "в моменте" прирастает "нефтянка"

Среднесуточная погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в феврале 2021 г. увеличилась на 0,7% по сравнению с тем же месяцем 2020 г., до 3 млн 453,6 тонн, сообщила компания.

ЧУТЬ ВЫШЕ ПРОГНОЗОВ

При этом план работы монополии предполагал объемы отправки на уровне 3,45 млн тонн в среднем в сутки с ростом на 0,6%, говорил замглавы РЖД Алексей Шило. "Мы пока не видим супер-взрывного роста, но очень ждем, когда начнут восстанавливаться нефтепродукты и металлы. Эти две позиции нас объективно сильно тянут", - отмечал он.

Без поправки на дополнительный день в високосном 2020 г., по данным монополии, в феврале 2021 г. погрузка снизилась на 2,7%, до 96,7 млн тонн.

По итогам января-февраля среднесуточные объемы отправки выросли на 0,7% (абсолютные цифры "Российские железные дороги" не приводят). В то же время без поправки на високосный 2020 г. за 2 месяца 2021 г. погрузка снизилась на 0,9%, до 197,8 млн тонн. В частности, упала отправка нефти и нефтепродуктов (на 9,6%, до 35 млн тонн), железной и марганцевой руды (на 5,2%, до 18,6 млн тонн), строительных грузов (на 8%, до 16,4 млн тонн), черных металлов (на 8,2%, до 11,1 млн тонн), химикатов и соды (на 6%, до 4 млн тонн), цемента (на 5,8%, до 2,5 млн тонн).

При этом в стране на 3,3% увеличилась отгрузка каменного угля (до 59,8 млн тонн), на 6,5% - химических и минеральных удобрений (до 10,8 млн тонн) на 3,3% - лесных грузов (до 6,7 млн тонн), примерно наполовину - зерна (до 5,2 млн тонн), на 12,5% - промышленного сырья и формовочных материалов (до 4,8 млн тонн), на 0,3% - цветной руды и серного сырья (до 3 млн тонн), на 9,2% - лома черных металлов (до 2 млн тонн), на 4,4% - кокса (до 1,8 млн тонн).

СТРУКТУРА ФЕВРАЛЬСКОЙ ДИНАМИКИ

В январе погрузка выросла на 1%. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, в среднем в сутки отправлялось по 3 млн 265,4 тыс. тонн. Источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью "Российских железных дорог", называл чуть меньшую цифру - 3 млн 263,8 тыс. тонн.

В соотношении "год к году" среднесуточный прирост в 25,5 тыс. тонн в феврале 2021 г. в первую очередь обеспечили уголь (+49,9 тыс. тонн), зерно (+25,2 тыс. тонн), а также промышленные и формовочные материалы (+15,6 тыс. тонн), удобрения (+10,2 тыс. тонн). В то же время серьезно просели нефтяные грузы (на 41,3 тыс. тонн в среднем в сутки), строительные грузы (на 28,1 тыс. тонн) и железная руда (на 14,3 тыс. тонн).

Текущие тенденции несколько отличаются. В 2021 г. отрицательную разницу февральской и январской динамики (недогруз в 5,7 тыс. тонн в среднем в сутки) в первую очередь сформировали строительные грузы (-17,9 тыс. тонн), зерно (-12,3 тыс. тонн) и лом черных металлов (-10,2 тыс. тонн). Частично потери были компенсированы за счет отправок нефтяных грузов (+20,1 тыс. тонн), черных металлов (+18,6 тыс. тонн) и промышленного сырья (+9,9 тыс. тонн).

НАДЕЖДЫ ГОДА

Как сообщалось ранее, в области устойчивых положительных значений динамика погрузки держится с декабря на фоне "низкой базы" в соответствующих месяцах годом ранее. Проседание показателя наметилось в конце 2019 г., и в начале 2020 г. тренд сохранился. "Российские железные дороги" связывали это с ухудшением эпидемиологической обстановки, "началом замедления мировой экономики" и срывом сделки OPEC+. В апреле падение достигло 5,9%, и лишь после этого началось восстановление.

В "плюс" динамика отправок, правда, вышла еще в октябре (+0,3%), но в ноябре вновь просела до "минус 0,7%". "В принципе, даже и в ноябре, по нашим оценкам, должен был быть позитивный результат, но там из-за погодных условий на Дальнем Востоке было некоторое снижение погрузки угля", - пояснял Шило. В декабре объемы отправки увеличились на 0,3% (по данным Росстата, до 3,455 млн тонн в среднем в сутки).

План работы "Российских железных дорог" на март 2021 г. предполагает среднесуточную погрузку в 3,515 млн тонн, сообщал источник "Интерфакса". Согласно данным Росстата, в марте 2020 г. объемы отправки составляли 3,454,8 млн тонн. Исходя из этого, в наступившем месяце монополия ожидает роста отгрузок своих клиентов на 1,7%.

В целом на 2021 г. компания придерживается прогноза роста погрузки на уровне 1,6% - до 1 млрд 263,8 млн тонн. Цифра сформировалась на основе данных 2020 г., когда компания ожидала объем отправки в 1 млрд 233,5 млн тонн с падением на 3,5%. Однако по факту погрузка снизилась лишь на 2,7%, до 1 млрд 243,6 млн тонн. При этом ожидаемый уровень погрузки на 2021 г. монополия не поменяла.

"Мы пока ориентируемся на те планы, которые нам дали грузоотправители на 2021 г. Исходим из того, что погрузка будет в тех абсолютных цифрах, о которых мы говорили. Во всяком случае, это у нас подтверждено планами и письмами (клиентов - ИФ)", - отмечал в феврале Шило.

Хотя на недавнем правлении монополии генеральный директор РЖД Олег Белозеров, признавая, что в 2021 г. "результаты во многом будут определяться развитием эпидемиологической ситуации", заявлял: "Целевая задача - превзойти объемы грузовой работы 2019 г.". Какой именно показатель имелся в виду, правда, осталось непонятным (помимо погрузки, ключевым индикативным параметром является грузооборот; первая для выхода на параметры 2019 г. должна вырасти как минимум на 2,8%).

Между тем, в пояснительной записке к проекту финансового плана на ближайшую трехлетку, исходя из прогноза роста погрузки на 2,5%, перевозчик делал целый ряд оговорок о факторах, которые могут повлиять на динамику показателя в 2021 г. Ключевые опасения были связаны с возможностью повторных ограничений из-за COVID-19. Потери погрузки по этой причине оценивались в пределах 38-63 млн тонн, что эквивалентно 3-5% ожидавшейся погрузки (в этом случае она без влияния других факторов, по подсчетам "Интерфакса", снизилась бы на 0,1-2,7%).

В числе других факторов риска выделялась усиливающаяся тенденция к декарбонизации в Евросоюзе с переключением на природный газ (потери погрузки по этой причине оценивались в 1 млн тонн), возможное ужесточение КНР таможенного контроля за качеством импортируемого угля (-0,5 млн тонн), усиление конкуренции с поставщиками твердого топлива из Индонезии и Австралии (-1,5 млн тонн), возможное снижение поставок угля в 2021 г. в связи с высоким уровнем запасов топлива на складах предприятий из-за прошлой теплой зимы (-2 млн тонн).

СЦЕНАРИЙ "МИНУС"

Сдержанные оценки погрузки на сети РЖД на прошлой неделе представили и "Национальные кредитные рейтинги" (НКР). "Медленное восстановление российской экономики в 2021 г. не позволит перейти к росту", - отмечало агентство, прогнозируя падение по итогам года на 1%.

Объемы потребления многих видов перевозимого сырья в 2021 г. не восстановятся до докризисных уровней, полагают аналитики НКР. Одновременно они указывают на то, что компания изучает возможности уменьшить долю энергоресурсов (угля и углеводородов), на которые сейчас приходится более 50% объемов, чтобы минимизировать риски привлечения ESG-финансирования, хотя и добавляют, что "это скорее тренд, который повлияет на структуру погрузки в будущем".

"Динамика внутри разных групп товаров будет разнонаправленной. По нашим оценкам, объемы каменного угля (с долей в грузообороте порядка 28%) упадут еще на 10%. Работают существенные внешние факторы - дальнейшее снижение экспортного спроса на западном направлении при сохранении инфраструктурных ограничений БАМа и Транссиба, интенсивное развитие низкоуглеродных технологий, потеря ценового преимущества угля перед природным газом", - отмечает рейтинговое агентство, добавляя при этом, что "поддержку экспорту угля в восточном направлении в краткосрочной перспективе оказывает угольная торговая война Китая с Австралией".

"Вместе с тем, мы прогнозируем увеличение перевозки строительных грузов на 1%. Резкое (их - ИФ) замедление (в январе 2021 г.: -3,8% против +6,1% в 2020 г. - ИФ) связано с вероятным охлаждением жилищного строительства - в случае, если программа льготного ипотечного кредитования не будет продлена. В то же время в случае роста инфраструктурного строительства, требующего значительных объемов щебня и песка, перевозка стройматериалов тоже может сохранить рост", - считают НКР.

Перевозки железной руды в 2021 г., по мнению аналитиков агентства, останутся на том же уровне: это возможно "на фоне слишком высоких для потребителей цен", стабилизации спроса и предложения железной руды по итогам всего года, возможных перебоев в поставках из Австралии и Бразилии.

"После существенного падения погрузки черных металлов в 2020 г. мы ожидаем ее увеличения на 5% в 2021 г. Этому будут способствовать оживление деловой активности и постепенное восстановление в отраслях, потребляющих сталь, а также опережающий рост потребления стали в Китае в связи с проводимыми программами стимулирования строительства и инфраструктуры", - пишут "Национальные кредитные рейтинги".

На 5%, по мнению НКР, может вырасти погрузка удобрений - благодаря высокому спросу на них на внутреннем рынке, "повышательной динамике экспортных цен" и дефициту предложения из-за слабости мирового производства. При этом сдержать рост в этом сегменте могут ограничения экспорта зерна.

"Спрос на нефть и нефтепродукты начинает медленно восстанавливаться. Однако мы прогнозируем, что в 2021г. это направление погрузки потеряет 3% из-за необходимости ограничивать добычу нефти, чтобы поддержать цены на рынке, усиления конкуренции с другими видами транспорта, в частности с трубопроводным, более медленного восстановления транспортного сектора", - говорится в обзоре.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс01.03.2021