04-12-18 / 2018
Новости отрасли
Рост включили в прогноз

Правительство утвердило прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 года. Документ сформирован с учетом долгосрочной программы ОАО "РЖД" и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, однако индексация тарифов и рост грузооборота могут корректироваться под влиянием рынка.

Правительство определило инфраструктурные приоритеты. Прогноз, подготовленный Министерством экономического развития (МЭР), рассмотрен правительством 22 ноября. "Подготовка таких прогнозов – это попытка взглянуть на долгосрочные тренды, к каким структурным изменениям они приведут, чтобы заранее на них реагировать. Он учитывает внешние и внутренние условия, в которых будет жить Россия, в том числе результаты, которых мы планируем достичь в ходе выполнения поставленных национальных целей развития. Документ содержит все базовые макроэкономические показатели – цены на нефть, рост ВВП, инфляцию", – заявил министр экономического развития Максим Орешкин.

В министерстве отмечают, что создание и модернизация транспортной инфраструктуры являются одними из важнейших инструментов стимулирования экономического роста и повышения качества жизни населения. С этой целью предусмотрена реализация инвестиционных проектов развития железнодорожной инфраструктуры, которые вошли в Долгосрочную программу развития ОАО "РЖД" до 2025 года и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на 2019–2024 годы (Магистральный план). Это развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург, транспортных коридоров "Запад – Восток", "Север – Юг", Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему. Для преодоления сдерживающих факторов инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны быть обеспечены в полном объеме и опережающими темпами относительно других секторов экономики, считают в МЭР.

С учетом прогнозируемых темпов роста промышленного производства, реальных доходов населения и ВВП министерство определило, что объем коммерческих перевозок железнодорожным транспортом по отношению к 2018-му составит в 2036 году 66,3%, коммерческий грузооборот – 87%. В прогноз также заложена индексация тарифов. На железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе с января 2019 года она составит +3,5%, так как с этого момент вводится надбавка на экспортные перевозки грузов (за исключением алюминия и нефтяных грузов) в размере 8% и 6% – надбавка на возврат порожних вагонов. Далее, вплоть до 2036 года, индексация прогнозируется на уровне 3,9%.

В беседе с корреспондентом "Гудка" на прошлой неделе генеральный директор АО "Институт экономики и развития транспорта" (дочернее общество ОАО "РЖД") Федор Пехтерев заявил, что прогноз МЭР коррелирует с долгосрочной программой развития РЖД и Магистральным планом. "Что касается индексации тарифов, ее размер, конечно, будет меняться в ту или иную сторону в зависимости от затрат, которые несет транспорт на реализацию инвестиционных программ, а также уровня производства и добычи в разных отраслях, так как всю эту продукцию нужно перевезти. От этих показателей зависят также грузооборот и объем перевозок. Таким образом, в прогнозе выстраивается транспортно-экономический баланс с учетом тенденций рынка", – пояснил Федор Пехтерев.

Долгосрочный макроэкономический прогноз в стране был всегда, но зачастую он был доступен только органам государственной власти для разработки собственных аналогичных документов и стратегий, говорит директор по макроэкономическим исследованиям Центра экономики инфраструктуры Дмитрий Шульц. "Новация заключается в том, что с недавних пор он стал регулярно актуализироваться и теперь стал доступен широкой общественности. При разработке прогноза МЭР традиционно проводит консультации со всеми отраслевыми министерствами, ведомствами и госкорпорациями. В этом году в документе учтены приоритеты развития, сформулированные президентом страны, и, конечно, основные параметры Магистрального плана. Он будет определять всю инвестиционную политику РФ на ближайшие годы. В плане содержится перечень проектов, которые должны быть реализованы для выполнения майских указов главы государства. Они войдут в Стратегию пространственного развития России до 2025 года. В свою очередь, долгосрочная программа РЖД опирается на макроэкономические прогнозы МЭР", – отметил эксперт.

По его словам, министерство использовало в прогнозе стандартную формулу для расчета тарифов: инфляция минус 0.1 процентный пункт. Она была выработана в качестве антиинфляционной меры, чтобы издержки предприятий реального сектора не перекладывались в потребительские цены. "Поскольку Центральный банк установил цель по инфляции на уровне 4%, соответственно, и получается темп индексации тарифов 3,9%, зафиксированный в прогнозе. В долгосрочной перспективе по мере изменения инфляции и целей по ней темп индексации тарифов тоже может измениться", – говорит Дмитрий Шульц.

Он также считает, что заложенные темпы роста грузооборота будут достигнуты, так как прогноз МЭР предполагает ускоренное развитие экономики страны, торговли и высокотехнологичного экспорта, повышение благосостояния населения, что положительно скажется на объеме грузопотоков. В железнодорожном сегменте планируется реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе развитие высокоскоростного сообщения, создание и развитие мультимодальных центров и транспортных узлов, сокращение времени перевозки контейнеров и увеличение объемов транзита контейнеров. Поэтому можно ожидать, что при позитивном внешнем фоне, сохранении высоких темпов развития мировой экономики и торговли прогнозные показатели станут реалией.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.12.2018