17-06-20 / 2020
Новости отрасли
Рост транзита можно обеспечить либерализацией законодательства и профильной инфраструктурой

По итогам 2019 г. рынок контейнерных перевозок через порты РФ составил 5 млн TEU. При этом инфраструктура морских контейнерных терминалов загружена на 60%. На Северо-Западе и вовсе на 40%. Транзит контейнерных грузов через РФ в прошлом году составил около 0,5 млн TEU, и из них только четверть проходит через порты. Инфраструктура российских портов для обработки контейнеров избыточна и способна решать поставленные перед ней задачи на перспективу. При этом скорость обработки контейнеров в порту можно увеличить без особых усилий. Сегодня средний срок нахождения контейнера на территории морских терминалов 5-6 суток. Это время никак не определяется ни технологией портовой обработки, ни технологией оформления внешнеторговых грузов. А связан только с тем, что недогруз мощностей заставляет стивидорные компании использовать свободное хранение как элемент конкурентной борьбы между собой. А контейнер можно и за полдня вывезти. Тем более транзит идет по укороченной процедуре.

С другой стороны вызывает недоумение, почему в мероприятиях, связанных с развитием Восточного полигона практически отсутствуют проекты связанные с контейнерным перевозкам. Все заявленные цифры, по увеличению объемов перевозок и пропускной способности связаны только с вывозом угля. Из мероприятий по развитию инфраструктуры контейнерных терминалов можно вспомнить только прекращенный проект развития подходов к станции Находка Восточный, который предполагал строительство маневровых путей для обработки контейнерных поездов и проект развития станции Гродеково, реализуемый внутри инвестпрограммы РЖД.

Почему я считаю, что написание специального закона автоматически не увеличит транзитный грузопоток? Потому что ни для одного экспортного грузопотока таких законов не существует, а они есть и увеличиваются. Растут в силу того, что есть "хозяин" таких грузопотоков, который постоянно ими занимается. Так и с транзитом. Во-первых, никто не придет и не напишет для нас эту технологию. Это нужно делать самим. Во-вторых, возлагать надежды на написание этого процесса, которое вызовет его исполнение – безосновательно.

Проблема связана с общей парадигмой нашего законодательства, который носит разрешительный характер. Для любого транспортного процесса у нас требуется множество принятых нормативных решений. Пока их не примут, груз будет стоять. Наличие такой парадигмы определяет необходимость наличия хозяина грузопотока. Этим наша страна серьезно отличается от законодательства других стран. Пока транзитная деятельность не будет либерализована, отдельным законопроектом транзит ускорить не удастся.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.06.2020