13-02-23 / 2023
Новости отрасли
Рост штрафа приведет к тому, что никто не будет резервировать обещанный, но не подтвержденный объем перевозки

Как известно, Российские железные дороги уже предпринимали несколько попыток по повышению штрафов, которые не увеличивались с 1998 года. Одно из самых громких обсуждений за последние пару лет проходило осенью 2021-го, но тогда штрафы не повысили. Однако повышать стоимость штрафных санкций – нормальная практика, особенно в условиях инфляции, поэтому вопрос повышения назрел давно.

Повышение штрафов может негативно сказаться на грузоотправителях, поскольку потребует дополнительных средств на оплату и усложнит оформление заявки. С другой стороны, повышение штрафов – дополнительная мотивация для грузоотправителей соблюдать правила и сроки, установленные РЖД, что улучшит качество и эффективность перевозок.

Число дефектов в производственных процессах постоянно снижается благодаря внедрению ИТ-систем, позволяющих эффективнее координировать процессы. С помощью настроенной системы управления внутренним двором предприятия можно повысить прозрачность операций с подвижным составом, сократить риски простоя на стороне грузоотправителя. И как следствие – сократить число штрафов.

Изменения в Уставе приведут к тому, что компании будут менять подход к созданию заявок для перестраховки и снижения рисков. Есть вероятность, что увеличится спрос на дополнительную оценку по неисполнению договорных обязательств, однако важно помнить, что в процессе перевозок есть три, а иногда и четыре участника: РЖД, грузоотправитель, оператор или владелец вагонов и, собственно, грузополучатель.

Сегодня штрафы предлагают повысить только для одного участника процесса, что ведет к дисбалансу и не решает других важных проблем отрасли. На мой взгляд, необходима проработка системы штрафных санкций, которая позволит создать четкую инструкцию с понятными правилами участия в перевозках и ответственными. Такой подход поможет дисциплинировать участников рынка и сделать процессы более прозрачными.

Увеличение штрафа не будет способствовать сокращению срока доставки грузов и его соблюдению в соответствии с нормативом. Потому что сроки доставки зависят от многих факторов, например от пропускной способности станции, наличия локомотивной тяги и пр. Заявка – лишь потребность, описанная маршрутами (отправками) и графиком подач, которая создается на период до 45 суток.

Я солидарен с экспертами Союза операторов железнодорожного транспорта, которые считают, что проблема завышения объема по заявкам и чрезмерного резервирования отсутствует. Вероятно, рост суммы штрафа приведет к тому, что никто не будет резервировать обещанный, но неподтвержденный объем, то есть число заявок может даже снизиться.

Кирилл Собетов, директор продукта Rail Cargo от Trucker

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер13.02.2023