27-10-20 / 2020
Новости отрасли
Рост порожних ж/д тарифов на 15,8% будет "стоить" Globaltrans в 2021 г. 10-12% EBITDA - аналитики

Sova Capital в случае повышения в следующем году тарифов на транспортировку порожних грузовых вагонов на 15,8% снизит прогноз EBITDA группы Globaltrans на 2021 г. на 10% - с 21 млрд до 18,9 млрд руб., следует из обзора аналитиков инвестиционной компании Матвея Тятса и Марии Клейменовой.

Согласно материалам ОАО "Российские железные дороги", с которыми ранее ознакомился "Интерфакс", монополия обсуждает такую идею в качестве альтернативы "плоской" индексации ставок на 3,7%. При этом, по мнению перевозчика, стоимость груженой отправки можно снизить по отношению к уровню 2020 г. на 0,1%.

Похожие прогнозы дают и аналитики "ВТБ Капитала" Елена Сахнова, Иван Постевой и Артем Водянников. По их оценкам, повышение порожних тарифов почти на 16% будет означать рост эксплуатационных расходов Globaltrans в 2021 г, на 2 млрд руб. (+11%). В худшем случае - если железнодорожная группа не сможет переложить эту нагрузку на клиентов - стоит ждать сокращения EBITDA примерно на 12%, до 13,4 млрд руб., считают эксперты (текущий прогноз инвестиционной компании - 15,2 млрд руб.).

"При таком сценарии, если учесть выкуп (акций в ходе buyback - ИФ) в размере 4 млрд руб. и объявленные дивиденды в 5 млрд руб. за II полугодие 2020 г., дивидендная доходность в I полугодии 2021 г. составит 2-3%, поскольку отношение чистого долга и EBITDA достигнет 3 (мы бы не ожидали, что компания пойдет дальше этого уровня)", - замечают в этой связи аналитики "ВТБ Капитала" (сейчас целевое значение левериджа в прогнозе на 2021 г. - 2,7). Свободный денежный поток, по их оценкам, при повышении порожних тарифов на 15,8% будет на 19% ниже - 5,9 млрд руб. вместо 7,3 млрд руб.

"Основная нагрузка от дифференцированной индексации будет транслирована не на реальный сектор экономики, а на операторов подвижного состава. Это будет стимулировать их к оптимизации и повышению эффективности транспортно-логистических схем, более эффективному привлечению грузовой базы как в попутном направлении, так и в целом по сети", - поясняли РЖД логику своей инициативы.

Аналитики "ВТБ Капитала" в своем обзоре отмечают, что грузоотправители несут расходы только на груженые рейсы, в то время как для Globaltrans порожний пробег является крупнейшей статьей затрат (с долей 52% в 2019 г.). Группе будет трудно компенсировать их рост за счет дальнейшего совершенствования своей логистики, поскольку она уже является одной из самых эффективных в отрасли, также подчеркивают эксперты.

Кроме того, они сомневаются, что холдингу удастся перенести увеличение затрат на клиентов в условиях 11%-ного профицита полувагонов. По мнению аналитиков, в случае поддержки предложение РЖД окажет в значительной степени негативное влияние на сегмент вагонных операторов, который и без того переживает кризис избыточного предложения. В октябре ставки полувагонов составили 750 руб./сутки против 1,6 тыс. руб./сутки годом ранее. В 2021 г., ожидают в "ВТБ Капитале", стоимость предоставления универсального подвижного состава достигнет "дна" в 450-500 руб./сутки.

Между тем, аналитики Sova Capital подчеркивают, что "российское правительство еще не приняло окончательного решения". Эта и другие тарифные инициативы "Российских железных дорог" обсуждаются в преддверии совещания у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, на котором будут обсуждаться варианты ликвидации дефицита средств для финансирования инвестиционной программы РЖД, сообщал агентству источник на транспортном рынке.

Впрочем, по сути, нагрузка от инициативы монополии будет распределена равномерно между всеми владельцами подвижного состава. Необходимую индексацию порожних тарифов только на полувагоны перевозчик оценивал в 29,8%. При 15,8%-ном же росте возможные расходы "Новой перевозочной компании" - ключевого актива группы Globaltrans, эксплуатирующего полувагоны, по расчетам перевозчика (сделаны на основании данных о парке в управлении на 1 мая 2020 г. и чистой прибыли за 2019 г.), составят 1,169 млрд руб. (отрицательное "влияние на финансовый результат" - 9,8%).

В то же время у "дочки" РЖД - "Федеральной грузовой компании" - они будут на уровне 5,238 млрд руб. (-22,3%), у "Трансконтейнера" (входит в транспортный холдинг "Дело" Сергея Шишкарева и "Росатома") - 1,094 млрд руб. (-9,5%), компании "Атлант" (совместное предприятие "ТрансФин-М" Алексея Тайчера и его партнеров с ВЭБом) - 0,638 млрд руб. (-7,1%), "Новотранса" Константина Гончарова - 1,461 млрд руб. (-17,3%).

Globaltrans специализируется на железнодорожных перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. В парке группы - более 70 тыс. единиц подвижного состава (в основном - полувагоны и цистерны, а также танк-контейнеры). Основателям компании - Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву - 10,8%. У члена совета директоров Александра Елисеева - 5,1%, у директора по стратегии и нынешнего главы совета Сергея Мальцева - 4%. Free float - 56,9%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс27.10.2020